• Приглашаем посетить наш сайт
    Карамзин (karamzin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1913"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 3.
    Входимость: 6. Размер: 20кб.
    2. Условные сокращения (в примечаниях к собранию сочинений 1986 года)
    Входимость: 6. Размер: 8кб.
    3. Урбан Адольф: Мечтатель и трибун (о Хлебникове и Маяковском)
    Входимость: 5. Размер: 55кб.
    4. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 4.
    Входимость: 5. Размер: 26кб.
    5. Крученых А.Е.: О Велимире Хлебникове
    Входимость: 5. Размер: 34кб.
    6. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 2.
    Входимость: 5. Размер: 20кб.
    7. Автобиографическая заметка 1914г.
    Входимость: 4. Размер: 5кб.
    8. "Дети выдры". Примечания.
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    9. Дуганов Р.В.: Рисунки Хлебникова
    Входимость: 4. Размер: 34кб.
    10. Якобсон Р.О.: Из мелких вещей Велимира Хлебникова
    Входимость: 4. Размер: 21кб.
    11. Винокур Г.О., Шапир М.И.: Язык вне времени и пространства
    Входимость: 4. Размер: 81кб.
    12. "Ночь в Галиции"
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    13. Автобиографическая заметка 1920г.
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    14. Рюрик Ивнев: Хлебников в Петербурге и Астрахани
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    15. Щетников А.И.: К вопросу о датировке некоторых ранних прозаических сочинений Хлебникова
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    16. Лившиц Б.К.: Полутораглазый стрелец. Глава 6.
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    17. "О расширении пределов русской словесности"
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    18. "Закаленное сердце"
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    19. "Небо душно и пахнет сизью и выменем..."
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    20. "Снежимочка"
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    21. "Зверинец"
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    22. Тяпков С.И.: Хлебников Велимир: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    23. Аверьянов В.В.: В.В.Хлебников. Традиционализм в авангарде (вариант 2)
    Входимость: 2. Размер: 133кб.
    24. "Наша основа"
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    25. Дуганов Р.В.: О Хлебникове
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    26. "Астраханская Джиоконда"
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    27. В. Хлебников, Б. Лившиц. На приезд Маринетти в Россию
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    28. "Сельская дружба"
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    29. "Охотник Уса-гали"
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    30. Синякова Мария: Из воспоминаний
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    31. "Велик-день"
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    32. "Николай"
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    33. "Семеро"
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    34. "И смелый товарищ шиповника..."
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    35. Дуганов Р.В.: Замысел «Бани» Маяковского
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    36. "Ляля на тигре"
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    37. "Союз изобретателей"
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    38. "Хаджи-Тархан"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    39. "Вила и Леший. Мир"
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    40. "Написанное до войны"
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    41. Лекомцева М.И.: Интертекстуальные особенности стихотворения «Бобэоби» Хлебникова
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    42. Дуганов Р.В.: Краткое «искусство поэзии» Хлебникова
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    43. "Бурлюк"
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    44. Слинина Э.В.: Тема природы в поэзии В.Хлебникова и Н.Заболоцкого
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    45. Красицкий С.Р.: Велимир Хлебников
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    46. "Перуну"
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    47. "С журчанием, свистом..."
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    48. "Воспоминания"
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    49. Голованов В.Я.: Хлебников и птицы
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    50. "Поэт"
    Входимость: 1. Размер: 17кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 3.
    Входимость: 6. Размер: 20кб.
    Часть текста: литературе и, в первую очередь, символизму. Полемичность теоретических позиций определяла и единство «школы». Положительное содержание футуризма во многом отличалось от декларированной им программы. Футуризм не был единым ни по своим идеологическим, ни по своим творческим тенденциям. В футуризме объединялись поэты, выражавшие настроения различных слоев мелкобуржуазной интеллигенции, «утесненной» капитализмом, которой, по словам Ленина, «все труднее становится жить в капиталистическом обществе», но «которая в массив своей смотрит на это общество с точки зрения мелкого производителя». Отсюда неприятие капитализма и антикапиталистические настроения у той мелкобуржуазной интеллигенции, которая выступает в качестве идеолога более широких слоев мелкой буржуазии, ее анархо-индивидуалистическое и эстетическое бунтарство, лежавшее в основе теории и практики футуризма. В то же время это «бунтарство», это неприятие капиталистической действительности большей частью не выходило за пределы эстетического «бунта» и бытового эпатажа. Борьба против буржуазности, протест против капитализма являлся одним из основных моментов, объединявших футуристов. Это «неприятие» капиталистической действительности по-разному проявлялось у различных представителей футуризма: от индивидуалистического бунтарства Бурлюков, их эстетического и политического «нигилизма», крестьянофильской...
    2. Условные сокращения (в примечаниях к собранию сочинений 1986 года)
    Входимость: 6. Размер: 8кб.
    Часть текста: 2 — "Временник", 2, М. [Харьков], изд. "Лирень", 1917. "Временник", 4 — "Временник", 4, М., изд. "Василиск и Ольга", 1918. "Гроссбух" — ЦГАЛИ, ф. 527 (Хлебников), oп. 1, ед. хр. 64. ДЛ (1) — Дохлая луна. 1-е изд., М. [Каховка], изд. "Гилея", 1913. ДП 1972 — День поэзии 1972. М., "Сов. писатель", 1972. ДП 1975 — День поэзии 1975. М., "Сов. писатель", 1975. ДС, 1 — 3 — Хлебников В. Отрывок из "Досок судьбы", листы 1 — 3. М., 1922 — 1923. ЗК — Записная книжка Велимира Хлебникова. М., изд. Всерос. союза поэтов, 1925. Изб.— Хлебников В. Изборник стихов. 1907 — 1914 гг. Пг., изд. "ЕУЫ", 1914 (2-я часть кн.— литограф. изд.). Мирсконца — Крученых А. и Хлебников В. Мирсконца. М., изд. Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1912 (литограф. изд.). MK — Молоко кобылиц. М., [Херсон], изд. "Гилея", 1914. MM — Московские мастера. М., 1916. Настоящее — Хлебников В. "Настоящее". Поэма. Альвэк. Стихи. Силлов. Библиография. М., изд. В. В. Хлебниковой, 1926. НХ — Неизданный Хлебников, вып. 1 — ХХХ, М., изд. "Группы друзей Хлебникова", 1928 — 1933 (стеклограф. изд.). ОшСм — Хлебников В. Ошибка Смерти. М. [Харьков], изд. "Лирень", 1917. ПОВ — Пощечина общественному вкусу. М., изд. Г, Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1913, Ряв! — Хлебников В. Ряв! Перчатки. 1908 — 1914 гг. СПб., изд. "ЕУЫ", 1914. Садок I — Садок судей, [I]. СПб., изд....
    3. Урбан Адольф: Мечтатель и трибун (о Хлебникове и Маяковском)
    Входимость: 5. Размер: 55кб.
    Часть текста: литературной школы, но и как родоначальники ветвящегося древа поэзии, самых разнообразных его побегов — от Асеева и Кирсанова до Вознесенского, от Заболоцкого и Мартынова до Сосноры... Ветвей этих очень много. В их поэтическую родословную, иногда споря друг с другом, непременно вписываются эти два поэта. Тем интереснее для нас связи Хлебников — Маяковский: общественно-философские, эстетические, личностные. Тему эту поставил сам Маяковский: «Во имя сохранения... перспективы считаю своим долгом черным по белому напечатать от своего имени и, не сомневаюсь, от имени моих друзей, поэтов Асеева, Бурлюка, Крученых, Каменского, Пастернака, что считали его и считаем одним из наших поэтических учителей и великолепнейшим и честнейшим рыцарем в нашей поэтической борьбе» (XII, 28). Об этом существует уже целая литература. Ни один исследователь, всерьез писавший о Маяковском, не может обойти его отношений с Хлебниковым. Суммарной постановки вопроса: Маяковский и футуризм — уже давно недостаточно. В футуризме Маяковский с самого начала видел не столько школу, сколько...
    4. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 4.
    Входимость: 5. Размер: 26кб.
    Часть текста: Хлебников приходит к футуризму, увлеченный идеями «славянского возрождения» и создания единого «пласта азийской культуры», идеями, воскрешавшими давно сданное в архив реакционное славянофильство. Однако в эпоху империализма воскрешение лозунгов славянофильства, в целях подогревания казенного патриотизма, совершалось усиленными темпами, и наивно-романтическое «славянство» Хлебникова являлось одним из отголосков этого насаждения патриотической идеологии. Увлечение древней «Русью» и славянством относится еще ко времени пребывания Хлебникова в Казани, уже первые его произведения, в частности пьеса «Снезини» (написанная в 1906 — 7 гг.), связаны с идеализацией древней Руси. К 1908 году, ко времени переезда в Петербург, относится и то «воинственное воззвание к славянам», о котором Хлебников иронически упоминает в автобиографии 1914 года. В этом «воззвании» Хлебников в шовинистических тонах писал: «Война за единство славян, откуда бы она ни шла, из Познани или из Боснии, приветствую тебя! Гряди! Гряди, дивный хоровод с девой Словией, как предводительницей горы!» Это раннее «славянофильство» подтверждается и упоминанием самого Хлебникова в письме к матери от 28 ноября 1908 года о том, что «Петербург действует, как добрый сквозняк, и все выстуживает. Заморожены и мои славянские чувства». Однако, несмотря на это признание, «славянские чувства» очень скоро вновь занимают значительное место в произведениях...
    5. Крученых А.Е.: О Велимире Хлебникове
    Входимость: 5. Размер: 34кб.
    Часть текста: не нашелся. А он беспощадно швырялся народами. — Вот академик, — думал я, подавленный его эрудицией. Не помню уж, что я бормотал, как поддерживал разговор. В одну из следующих встреч в неряшливой и студенчески-голой комнате Хлебникова я вытащил из коленкоровой тетрадки (зампортфеля) два листка — наброски, строк 40 — 50, своей первой поэмы «Игра в аду». Скромно показал ему. Вдруг, к моему удивлению, Велимир уселся и принялся приписывать к моим строчкам сверху, снизу и вокруг — собственные. Это было характерной чертой Хлебникова: он творчески вспыхивал от малейшей искры. Показал мне испещренные его бисерным почерком странички. Вместе прочли, поспорили, еще поправили. Так неожиданно и непроизвольно мы стали соавторами. Первое издание этой поэмы вышло летом 1912 г. уже по отъезде Хлебникова из Москвы (литография с 16 рисунками Н. Гончаровой). Об этой нашей книжке вскорости появилась большая статья именитого тогда С. Городецкого в солидно-либеральной «Речи». Вот выдержки: «Современному человеку ад, действительно, должен представляться, как в этой поэме, — царством золота и случая, гибнущего, в конце концов, от скуки... когда выходило “Золотое Руно” и объявило свой конкурс на тему “Черт” — эта поэма наверняка получила бы заслуженную премию». Уснащено обширными цитатами. Я...
    6. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 2.
    Входимость: 5. Размер: 20кб.
    Часть текста: он указывает родным свой петербургский адрес. О первых днях своего пребывания в Петербурге Хлебников сообщал в письме к отцу от 13 октября 1908 года следующие подробности: «Доношу о своей жизни: живу на Вас. Острове в 15 — 20 минутах ходьбы от университета. Плачу 10 руб. комната — один, обедаю в столовой то за 10 к., то за 50 к. — обед всегда невкусный. У хозяйки мог бы обедать за 11 руб., — но до лучших времен. Расстояния меня убивают. Трамваи тоже». С переездом в Петербург Хлебников интересуется не столько учебно-университетскими делами, сколько литературой. В том же письме к отцу он добавляет: «Недавно посетил «вечер Северной Свирели» и видел всех: Ф. Сологуба, Городецкого и других из зверинца... ». В одном из следующих писем Хлебников сообщает матери: «На днях опять будут хлопоты по литературным делам. Веду жизнь «богемы» (письмо от 28 ноября 1908 г.). Хлебников порывает с занятиями биологией и естественными науками ради литературы, увлечение которой встречало в семье недоверчнвое отношение отца, желавшего видеть сына естественником. На следующий учебный год Хлебников подает в университет заявление о переводе его на факультет восточных языков в разряд санскритской словесности (заявление от 17 сентября 1909 г.), а затем с переводе на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, на первый курс которого он и был переведен 15 октября 1909 года. Самим Хлебниковым этот первый период жизни о Петербурге характеризовался как «усталость, беспечность, бесшабашность» (письмо родным от 30 декабря 1909 г.). Увлечение литературой...
    7. Автобиографическая заметка 1914г.
    Входимость: 4. Размер: 5кб.
    Часть текста: птенцов Сечи. Принадлежу к месту Встречи Волги и Каспия-моря (Сигай). Оно не раз на протяжении веков держало в руке весы дел русских и колебало чаши. Вступил в брачные узы со Смертью и, таким образом, женат. Жил на Волге, Днепре, Неве, Москве, Горыни. Перейдя перешеек, соединяющий водоемы Волги и Лены, заставил несколько пригоршней воды проплыть вместо Каспийского моря в Ледовитое. Переплыл залив Судака (3 версты) и Волгу у Енотаевска. Ездил на необузданных конях чужих конюшен. Выступил с требованием очистить русский язык от сора иностранных слов, сделавши все, что можно ждать от 10 стр<ок>. Напечатал: «О, рассмейтесь, смехачи»; в 365±48   дал людям способы предвидеть будущее, нашел закон поколений; «Девий бог», где населил светлыми тенями прошлое России; «Сельскую дружбу», через законы быта люда прорубил окно в звезды. Некогда выступил с воззванием к сербам и черногорцам по поводу Босно-Герцеговинского грабежа, отчасти оправдавшимся через несколько лет, в Балканскую войну, и в защиту угророссов, отнесенных немцами в разряд растительного царства. Материк, просыпаясь, вручает жезл людям морских окраин. В 1913 году был назван великим гением современности, какое звание храню и по сие время. Не был на военной службе. 1914 Примечания 274. НП, 352. Хл. родился (9 ноября 1885) в Черноярском уезде Астраханской степи среди калмыков-кочевников, исповедовавших ламаизм. Ханская ставка — метафорическое название (см. 275, 276) главной или зимней ставки Малодербетовского улуса б. Астраханской губ. (ныне — с. Малые Дербеты КАССР) — см, об этом: Парнис 1976. Мой предок... — купец П. Курочкин, в 1722 г. во время пребывания Петра I в...
    8. "Дети выдры". Примечания.
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    Часть текста: "Детях Выдры" делает конъектуры более или менее предположительными. Ср. примеч. 199. С 1-м парусом связаны рассказ "Око" и стих. "Пламена..." (НП, 257), где также использованы космогонические мифы орочей. С этими мифами Хл. мог познакомиться в кн. В. П. Маргаритова "Об орочах императорской гавани" (СПб., 1888; см. Баран 1973). По верованиям орочей, человек обязан своим выделением из животного царства ходатайству выдры перед богом Андури (Эндури). Ср. в поэме 202, с. 234. В третьей части 1-го паруса — временной сдвиг. Ср. поэму "Внучка Малуши" (II, 63) и пьесу "Чёртик". Праздник медведя ритуал у орочей, связанный с убийством медведя, специально выкормленного для этого в неволе. Листвени Севера — т. е. лиственницы. Встав на умершее солнце, они — т. е. Дети Выдры. Аналогично в следующем абзаце, где слово "он" относится к сыну Выдры. Черный конь морских степей — дельфин (ср. ниже: морские кони ). Самобег — воспринимается как, калька слова "автомобиль", но представлено уже в Словаре Даля (вместе со словом "самоход"). Людоконин — кентавр. Зерцог Будетлянин — т. е. театр Булетлянин". В 1913 г. в прологе к спектаклю А. Крученых и М. Матюшина "Победа над солнцем" Хл. использовал множество неологизмов из рус. корней для замены традиционных театральных терминов (см. V, 256, 299). 2-й парус переносит действие в историческое время, также преобразуемое у...
    9. Дуганов Р.В.: Рисунки Хлебникова
    Входимость: 4. Размер: 34кб.
    Часть текста: Рисунки Хлебникова Р.В.Дуганов «У художников глаза зоркие, как у голодных», — заметил однажды Хлебников. Но у него самого глаза были иные. «У него глаза, — говорил Давид Бурлюк, — как тёрнеровский пейзаж». И хотя Хлебникова рисовали Б. Григорьев, В. Бурлюк, П. Филонов, В. Татлин, П. Митурич, этот пристальный и в то же время сквозящий и как бы невидящий или, вернее сказать, ясновидящий взгляд поэта лучше всего, кажется, передает его автопортрет, занимающий центральное положение в хлебниковской графике. Лишь соотносительно с ним мы найдем ту точку зрения, с которой можно понять его рисунки. Даже если бы у нас был один только этот автопортрет, мы вправе были бы говорить о графике Хлебникова. Перед нами не просто самоизображение, но именно автопортрет поэта, в котором поразительно внешнее, но еще больше внутреннее сходство. Через «образ поэта» нам открывается и особый строй хлебниковской поэзии. В этом смысле его можно было бы назвать автопортретом поэтического слова. Такое сближение изображения и слова свойственно было многим современникам Хлебникова (вспомним хотя бы рисованные дневники Ремизова, «стихокартины» Каменского, идеографические плакаты Маяковского) да и вообще всей эпохе, которая, по убеждению поэта, ознаменована была «победой глаза над слухом». Никогда в истории русского искусства живопись и поэзия не сходились так тесно. Причем ведущая роль тут принадлежала изобразительному искусству, и может быть, раньше других это осознал Хлебников. «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью». — писал он. Искусствовед Б. Денике...
    10. Якобсон Р.О.: Из мелких вещей Велимира Хлебникова
    Входимость: 4. Размер: 21кб.
    Часть текста: ХЛЕБНИКОВА: «ВЕТЕР-ПЕНИЕ...» Мелкие вещи тогда значительны, когда они так же начинают будущее, как падающая звезда оставляет за собой огненную полосу; они должны иметь такую скорость, чтобы пробивать настоящее. В. Хлебников, «Свояси» [II,8] Обсуждая «речевое дело», с первых строк введения к «Зангези», Хлебников напоминает, что «повесть строится из слов, как строительной единицы здания. Единицей служит малый камень равновеликих слов. ...Сверхповесть или заповесть складывается из самостоятельных отрывков, каждый с своим особым богом, особой верой и особым уставом». Разносоставный монтаж мелких вещей и нередкая разновременность их происхождения не только не нарушают зодческого единства хлебниковских сверхповестей, но, напротив, развертывают и развивают их совокупную художественную проблематику. Шестьдесят лет тому назад, весной 1919 г., рукопись сверхповести под заглавием «Война в мышеловке» была мне передана автором для включения в предполагавшееся издание «Всего сочиненного В. Хлебниковым». Весь текст этой рукописи был воспроизведен в стеклографированном выпуске серии «Неизданный Хлебников» (1928, № 5) и в «Собрании произведений Велимира Хлебникова» (II, 1930, с. 244—258). При отсутствии дальнейших оговорок наши цитаты из писаний Хлебникова восходят к этому пятитомному изданию (Л., 1928—1933). Ссылки на единственное критическое издание авторского наследия, «Неизданные произведения Велимира Хлебникова», вышедшее под бережной редакторской рукой Н....