• Приглашаем посетить наш сайт
    Баратынский (baratynskiy.lit-info.ru)
  • "Бурлюк"


    БУРЛЮК

    С широкою кистью в руке ты бегал рысью
    И кумачовой рубахой
    Улицы Мюнхена долго смущал,
    Краснощеким пугая лицом.
    Краски учитель
    Прозвал тебя
    «Буйной кобылой
    С черноземов России».
    Ты хохотал,
    И твой трясся живот от радости буйной
    Черноземов могучих России.
    Могучим «хо-хо-хо!»
    Ты на все отвечал, силы зная свои,
    Одноглазый художник,
    Свой стеклянный глаз темной воды
    Вытирая платком носовым и говоря: «Д-да», —
    Стеклом закрывая
    С черепаховой ручкой.

    Из-за стеклянной брони, из-за окопа
    Внимательно рассматривал соседа,
    Сверлил собеседника, говоря недоверчиво: «Д-да».
    Вдруг делался мрачным и скорбным.
    Силу большую тебе придавал
    Глаз одинокий.
    И, тайны твоей не открыв,
    Что мертвый стеклянный шар
    Был товарищем жизни, ты ворожил.
    Противник был в чарах воли твоей,
    Черною, мутною бездной вдруг очарован.
    Братья и сестры, сильные хохотом, все великаны
    С рассыпчатой кожей,
    Рыхлой муки казались мешками.
    Перед невидящим глазом
    Ставил кружок из стекла
    Оком кривой, могучий здоровьем художник.
    Разбойные юга песни порою гремели
    Через рабочие окна, галка влетала — увидеть, в чем дело.

    На Бурлюков «хо-хо-хо!».
    Горы полотен могучих стояли по стенам.
    Кругами, углами и кольцами
    Светились они, черный ворон блестел синим клюва углом.

    Тяжко и мрачно багровые и рядом зеленые висели холсты,
    Другие ходили буграми, как черные овцы, волнуясь,
    Своей поверхности шероховатой, неровной —
    В них блестели кусочки зеркал и железа.
    Краску запекшейся крови
    Кисть отлагала холмами, оспой цветною.
    То была выставка приемов и способов письма
    И трудолюбия уроки,
    И было все чарами бурлючьего мертвого глаза.
    Какая сила искалечила
    Твою непризнанную мощь
    И дерзкой властью обеспечила
    Слова: «Бурлюк и подлый нож
    В грудь бедного искусства»?
    Ведь на «Иоанне Грозном» шов —

    Провел красиво Балашов.
    Россия, расширенный материк,
    И голос Запада громадно увеличила,
    Как будто бы донесся крик
    Чудовища, что больше в тысячи раз.
    Ты, жирный великан, твой хохот прозвучал по всей России,
    И стебель днепровского устья, им ты зажат был в кулаке,
    Борец за право народа в искусстве титанов,
    Душе России дал морские берега.

    Была предтечею свободы, освобожденьем от цепей.
    Так ты шагало, искусство,
    К песни молчания великой.
    И ты шагал шагами силача

    И хате подавал надежду
    На купчую на земли,
    Где золотились горы овинов,
    Наймитам грусти искалеченным.

    Комья глины людей
    Были послушны тебе.
    С великанским сердца ударом
    Двигал ты глыбы волн чугуна

    Песни мести и печали
    В твоем голосе звучали.
    Долго ты ходы точил
    Через курган чугунного богатства,

    Родины древней твоей.

    Осень 1921




    Примечания

    166. III, 289. Печ. по автографу ("Гроссбух"). Ср. набросок к этому стих.: "Бурлюк грезопек // В княжеских рос ты садах" и один из планов "Зангези": "I-я плоскость Черемуховая, II — о Разине, III — Бурлюк, IV — 1905 — 1917 год" (ЦГАЛИ).

    1. Д. Д. (1882 — 1967) — поэт и художник, учился в Казани, Одессе, Москве, Мюнхене и Париже; организатор и редактор многих футуристических сб. (см. примеч. 58). С 20-х гг. жил в США. Отношение Хл. к Бурдюку было неоднозначным. Предлагая "украсить <...> Анды головой Бурлюка" (V, 160), в реальном плане Хл. не принимал его рационализм, "головную выдумку" (см. НП, 361).
    2.  На "Иоанне Грозном" шов — в янв. 1913 г. душевнобольной А. А. Балашов изрезал известную картину И. Е. Репина.
    3.  Странная ломка миров живописных — Хл. рассматривал в свете социальной революции как творчество Маяковского и свое, так и живопись П. Пикассо, диссонансы у А. Н. Скрябина.
    4. Песни мести и печали — ср. стих. Н. А. Некрасова "Замолкни, Муза мести и печали! ..".

    Раздел сайта: