• Приглашаем посетить наш сайт
    Батюшков (batyushkov.lit-info.ru)
  • "Поэт"


    ПОЭТ

    Как осень изменяет сад,
    Дает багрец, цвет синей меди,
    И самоцветный водопад
    Снегов предшествует победе,
    И жаром самой яркой грезы
    Стволы украшены березы,
    И с летней зеленью проститься
    Летит зимы глашатай — птица,
    Где тонкой шалью золотой
    Одет откос холмов крутой,
    И только призрачны и наги
    Равнины белые овраги,
    Да голубая тишина
    Просила слова вещуна, —
    Так праздник масленицы вечной
    Души отрадою беспечной
    Хоронит день недолговечный,
    Хоронит солнца низкий путь,
    Зимы бросает наземь ткани

    Бежит туда быстрее лани.
    Когда над самой головой
    Восходит призрак золотой
    И в полдень тень лежит у ног,
    Как очарованный зверок, —
    Тогда людские рощи босы
    Ткут пляски сердцем умиленных
    И лица лип сплетают косы
    Листов зеленых.
    Род человечества,
    Игрою легкою дурачась, ты,
    В себе самом меняя виды,
    Зимы холодной смоешь начисто
    Пустые краски и обиды.
    Иди, весна! Зима, долой!
    Греми, весеннее, трубой!
    И человек, иной, чем прежде,
    В своей изменчивой одежде,
    Одетый облаком и наг,

    Летишь в заоблачную тишь,
    С весною быстрою сам-друг,
    Прославив солнца летний круг.
    Широким неводом цветов
    Весна рыбачкою одета,
    И этот холод современный
    Ее серебряных растений,
    И этот ветер вдохновенный
    Из полуслов, и полупения,
    И узел ткани у колен,
    Где кольца чистых сновидений.

    Вспорхни, сосед, и будь готов
    Нести за ней охапки света
    И цепи дыма и цветов.
    И своего я потоки,
    Моря свежего взволнованней,
    Ты размечешь на востоке
    И посмотришь очарованней.
    Сини воздуха затеи.

    Озаренная цветами,
    Вдохновенная устами,
    Так весна встает от сна.
    Все, кто предан был наживе,
    Счету дней, торговлеотданных,
    Счету денег и труда, —
    Все сошлись в одном порыве
    Любви к Деве верноподданных,
    Веры в праздник навсегда.
    Крик шута и вопли жен,
    Погремушек бой и звон,
    Мешки белые паяца,
    Умных толп священный гнев,
    Восклицали: Дева — Цаца!
    Восклицали нараспев,
    В бурных песнях опьянев.
    Двумя занятая лавка,
    Темный тополь у скамейки.
    Шалуний смех, нечаянная давка,

    В наряде праздничном цыган,
    Едва рукой касаясь струн,
    Ведет веселых босоножек.
    Шалун,
    Черноволосый, черномазый мальчуган
    Бьет тыквою пустой прохожих.
    Глаза и рот ей сделал ножик.
    Она стучит, она трещит,
    Она копье и ловкий щит.
    Потоком пляски пробежали
    В прозрачных одеяньях жены.
    «Подруги, верно ли? — Едва ли,
    Что рядом пойман леший сонный?
    Подруги, как мог он в веселия час
    Заснуть, от сестер отлучась? —
    Прости, дружок, ну, добрый путь,
    Какой кисляй, какая жуть!»
    И вот, наказанный щипками,
    Бежит неловкими прыжками

    Медведь, и вдруг свободнее, чем птица,
    Долой от злых шалуний мчится.
    Волшебно-праздничною рожей,
    Губами красными сверкнув,

    Толпу пугает чернокожий,
    Копье рогожей обернув.
    За ним с обманчивой свободой
    Рука воздушных продавщиц,
    Темнея солнечной погодой,
    Корзину держит овощей.
    Повсюду праздничные лица
    И песни смуглых скрипачей.
    Среди недолгой тишины
    Игра цветами белены.
    Подведены, набелены,
    Скакали дети небылицы.
    Плясали черти очарованно,
    Как призрак с призраком прикованные,
    Как будто кто-то ими грезит,

    Как будто гость замирный лезет
    В окно красавице весне.
    Слава смеху! Смерть заботе!
    Из знамен и из полотен,
    Что качались впереди,
    Смех, красиво беззаботен,
    С осьминогом на груди,
    Выбегает, смел и рьян, —
    Жрец проделок и буян.
    Пасть кита несут, как двери,
    Отворив уста широко,
    Два отшельника-пророка,
    В глуби спрятаны, как звери,
    Спорят об умершей вере.
    Снег за снегом,
    Все летит к вере в прелести и негам.
    Вопит задумчиво волынка,
    Кричит старик «кукареку»,
    И за снежинкою снежинка

    Садилась вьюга на толпу
    Среди веселья беззаветного.
    Одетый бурной шкурой волка,
    Проходит воин, медь и щит.
    Жаровней-шляпой богомолка
    Старушка набожных смешит.
    Какие синие глаза!
    Сошли ли наземь образа —
    Дыханьем вечности волнуя,
    Идут сквозь праздник поцелуя
    Священной живописью храма,
    Чтобы закрыл глаза безбожник,
    [Как] дева нежная ислама,
    Иль в руки кисти взял художник?
    «Скажи, соседка, — мой Создатель! —
    Кто та живая Богоматерь?» —

    «Ее очами теневыми
    Был покорен страстей язык,
    Ее шептать святое имя
    ».
    Бела, белее изваяния,
    Струя молитвенный покой,
    Она, божественной рукой,
    Идет, приемля подаяние.
    И что ж! И что ж! Какой злодей
    Ей дал вожатого шута!
    Она стыдится глаз людей,
    Ее занятье — нищета!
    Но нищенки нездешний лик,
    Как небо синее, велик.
    Казалось, из белого камня изваян
    Поток ее белого платья,
    О, нищенка дальних окраин,
    Забывшая храм Богоматерь!
    Испуг. Молчат...
    И белым светом залита,
    Перед видением толпа детей, толпа дивчат.
    Но вот веселие окрепло.
    Ветер стона, хохот пепла,

    Пробежали без оглядки,
    За личинами прохожие
    Скачут в пляске и присядке.
    И за ней толпа кривляк,
    С писком плача, гик шутов,
    Вой кошачий, бой котов,
    Пролетевшие по улице,
    Хохот ведьмы и скотов,
    Человек-верблюд сутулится,
    Говор рыбы, очи сов,
    Сажа плачущих усов,
    На телеге красный рак,
    С расписными волосами,
    В харе святочной дурак
    Бьет жестянкою в бочонок,
    Тащит за руку девчонок.
    Мокрой сажи непогода,
    Смоляных пламен костры,
    Близорукие очки текут копотью по лицам,

    И в ночной огнистой чаре,
    В общей тяге к небылицам
    Дико блещущие хари,
    Лица цвета кумача
    Отразились, как свеча,
    Среди тысячи зеркал,
    Где огонь, как смерть, плескал.
    Смеху время! Звездам час!
    Восклицали, ветром мчась.

    И копья упорных снежинок,
    Упавших на пол мостовой.
    Скамья. Голо выбритый инок
    Вдвоем с черноокой женой.
    Как голубого богомольцы,
    Качались длинных кудрей кольца,
    И полночь красным углем жег
    В ее прическе лепесток.
    И что ж! Глаза упорно-синие
    Горели радостью уныния

    Ведут в загадочные сны.
    Но, полна метели, свободы от тела,
    Как очи другого, не этого лика,
    Толпа бесновалась, куда-то летела,
    То бела, как призрак, то смугла и дика.
    И около мертвых богов,
    Чьи умерли рано пророки,
    Где запады — с ними востоки,
    Сплетался усталый ветер шагов,
    Забывший дневные уроки.
    И, их ожерельем задумчиво мучая
    Свой давно уж измученный ум,
    Стоял у стены вечный узник созвучия,
    В раздоре с весельем и жертвенник дум.
    Смотрите, какою горой темноты,
    Холмами, рекою, речным водопадом
    Плащ, на землю складками падая,
    Затмил голубые цветы,
    В петлицу продетые Ладою.

    На дикой ласточки полет,
    И будто судорогой безбожия
    Его закутан гордый рот.
    С высокого темени волосы падали
    Оленей сбесившимся стадом,
    Что, в небе завидев врага,
    Сбегает, закинув рога,
    Волнуясь, беснуясь морскими волнами,
    Рогами друг друга тесня,
    Как каменной липой на темени,
    И черной доверчивой мордой
    Все дрожат, дорожа и пылинкою времени,
    Бросают сердца вожаку
    И грудой бегут к леднику, —
    И волосы бросились вниз по плечам
    Оленей сбесившихся стадом,
    По пропастям и водопадам.
    Ночным табуном сумасшедших оленей,
    С веселием страха, быстрее, чем птаха!

    Певец (голубой темноты строгий кут,
    Морскою волною обвил его шею измятый лоскут).

    И только алмаз Кизил-э
    Зажег красноватой воды
    Звездой очарованной, к булавке прикованной,
    Плаща голубые труды,
    Девичьей душой застрахованной.
    О девушка, рада ли,
    Что волосы падали
    Рекой сумасшедших оленей,
    Толпою в крутую и снежную пропасть,
    Где белый белел воротничок?
    В час великий, в час вечерний,
    Ты, забыв обет дочерний,
    Причесала эти волосы,
    Крылья дикого орлана,
    Наклонясь, как жемчуг колоса,
    С голубой душою панна.
    И как ветер делит волны,

    Первой чайки криком пьяный, —
    Так скользил конец гребенки
    На других миров ребенке,
    Чьи усы темнеют нивой
    Пашни умной и ленивой.
    И теперь он не спал, не грезил и не жил,
    Но, багровым лучом озаренный,
    Узор стен из камней голубых
    Черными кудрями нежил.
    Он руки на груди сложил,
    Прижатый к груде камней призрак,
    Из жизни он бежал, каким-то светом привлеченный,
    Какой-то грезой удивленный,
    И тело ждало у стены
    Его души шагов с вершин,
    Его обещанного спуска,
    Как глина, полная воды,
    Но без цветов — пустой кувшин
    Без запаха и чувства.

    Неясным желаньем полна,
    Оставила шум колеса
    И пришла к нему, слыхала чьи
    Песни вечера не раз.
    Души нежные русалочьи
    Покорял вечерний час.
    И забыв про ночные леса,
    И мельника с чертом божбу,
    И мельника небу присягу,
    Глухую его ворожбу,
    И игор подводных отвагу.
    Когда рассказом звездным вышит
    Пруда ночного черный шелк
    И кто-то тайну мира слышит,
    Из мира слов на небо вышед,

    С ночного неба землю видит
    И ждет, к себе что кто-то выйдет,
    Что нежный умер и умолк.
    Когда на камнях волос чешет

    И прячется в деревьях липы,
    Конь всадника вечернего опешит,
    И только гулкий голос выпи
    Мычит на мельнице, как вол.
    Утехой тайной сердце тешит
    Усталой мельницы глагол,
    И все порука от порока.
    Лишь в омуте блеснет морока,
    И сновидением обмана
    Из волн речных выходит панна
    И, горделива и проста,
    Откроет дивные уста.
    Поет про очи синие, исполненные прелести,
    Что за паутиной лучей,
    И про обманчивый ручей,
    Сокрыт в неясном шелесте.
    Тогда хотели звезды жгучие
    Соединить в одно созвучие
    И смуглую веру воды,

    И мельницы ветхой труды,
    И дерево, полное галок,
    И девы ночные виды.
    И вот, одинока, горда,
    Отправилась ты в города.
    При месяце белом
    Синеющим телом
    Пугает людей. Стучится в ворота
    И входит к нему.
    В душе у девы что-то,
    Неясное уму.
    Но сердце вещее не трогали
    Ночные барышни и щеголи,
    Всегда их улицы полны
    И густо ходят табуны.
    Русалка, месяца лучами —
    Невеста в день венца,
    Молчанья полными глазами,
    Краснея, смотрит на певца.

    Туда, в отчизну лебедей,
    И одуванчиком сияют
    В кругах измученных бровей,
    И нежно-нежно умоляют.
    «Как часто мой красивый разум,
    На мельницу седую приходя,
    Ты истязал своим рассказом
    О празднике научного огня.

    Ведь месяцы сошли с небес,
    Запутав очи в черный лес,
    И, обученные людскому бегу,
    Там водят молнии телегу
    И толпами возят людей
    На смену покорных коней.
    На белую муку
    Размолот старый мир
    Работою рассудка,
    И старый мир — он умер на скаку!
    И над покойником синеет незабудка,

    Над древним миром уже ночь!
    Ты истязал меня рассказом,
    Что с ним и я, русалка, умерла,
    И не река девичьим глазом
    Увидит времени орла.
    Отец искусного мученья,
    Ты был жесток в ночной тиши,
    Несу венок твоему пенью,
    В толпу поклонниц запиши!»
    Молчит. Руками обнимая,
    Хватает угол у плаща
    И, отшатнувшись и немая,
    Вдруг смотрит молча, трепеща.
    «Отец убийц! Отец убийц — палач жестокий!
    А я, по-твоему, — в гробу?
    И раки кушают меня,
    Клешнею черной обнимая?
    Зачем, чертой ночной мороки
    Порывы первые ломая,

    Как хочешь назови меня:
    Собранием лучей,
    Что катятся в окно,
    Ручей-печаль, чей бег небесен,
    Иль нет из да — в долине песен,
    Иль разум вод — сквозь разум чисел,
    Где синий реет коромысел, —
    Из небытия людей в волне
    Ты вынул ум, а не возвысил
    За смертью дремлющее «но».
    Или игрой ночных очей,
    [Всегда жестоких и коварных,] —
    На лоне ночи светозарных,
    И омутом, где всадник пьет,
    Иль месяца лучом, что вырвался из скважин,
    Иль мне быть сказкой суждено?
    Но пощади меня! Отважен,
    Переверни концом копье!»

    На Богоматерь указал.
    «Вы сестры. В этом нет сомнений.

    Идите вместе, — он сказал.—
    Обеим вам на нашем свете

    (Невеста вод и звезд невеста).
    Но, взявшись за руки, идите
    Речной волной бежать сквозь сети
    Или нести созвездий нити

    Широкой росписью стены,
    Или жилицами волны
    Скитаться вы обречены,
    Быть божествами наяву

    Жить нищими в тени забора,
    Быть в рубище чужом и грязном,
    Волною плыть к земным cоблазнам,
    И быть столицей насекомых,

    Спать на земле и на соломах,
    Когда рука блистает ночи.
    В саду берез, в долине вздохов
    Иль в хате слез и странных охов —

    Вам участь горькая останется
    Везде слыхать: «Позвольте кланяться».
    По белокаменным ступеням
    Он в сад сошел и встал под Водолеем.
    «Клянемся, клятве не изменим, —
    Сказал он, руку подымая,
    Сорвал цветок и дал обеим, —
    Сколько тесных дней в году,
    Стольких воль повторным словом

    По путям судьбы суровым».
    И призраком ночной семьи
    Застыли трое у скамьи.

    16 — 19 октября 1919, 1921




    208. 1, 145. Печ. по бел. автографу (ЦГАЛИ). Написана в клинике на Сабуровой даче (Харьков), где Хл. проходил медицинское освидетельствование для освобождения от деникинской мобилизации. Профессор-психиатр В. Я. Анфимов предложил Хл. в качестве тестов создать произведения на неск. заданных тем, в частности на тему карнавала. На автографе первонач. ред. поэмы (озаглавл. "Карнавал") Хл. сделал надпись: "Посвящаю дорогому Владимиру Яковлевичу, внушившему мне эту вещь прекрасными лучами своего разума, посвященного науке и человечеству" (см. Анфимов. В. Я. Хлебников в 1919 году.- Труды 3-й Краснодарской гор. клинич. больницы. Вып. 1, Краснодар, 1935). В записях Хл. называет поэму также "Весенние святки", "Русалка и поэт", "Русалка". Сохранилась помета Хл.: "Лучшая моя вещь "Русалка" написана 16, 17, 19 окт. 1919 года, 365 строчек" (ЦГАЛИ). По свидетельству С. Городецкого, Хл. говорил о своих поэмах "Лесная тоска" и "Поэт": "Здесь я показал, что умею писать, как Пушкин" ("Известия", 1922, № 147, 5 июля).

    1. Алмаз Кизил-э (искаж. тюрк., перс.; правильно: алмас-э кизил) — красный алмаз; сохранился принадлежавший В. Д. Ермилову разговорник "Русский в Персии" (1913), к-рым пользовался Хл., где есть формула "есб э-кизил-ра".
    2. Коромысел —

    Раздел сайта: