• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Красицкий С.Р.: Велимир Хлебников


    Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников дебютировал в печати в 1908 году. В 1910 году его произведения были опубликованы В альманахах "Студия импрессионистов" и "Садок судей", ознаменовавших рождение русского литературного футуризма. Подпись Хлебникова значится под программным манифестом сборника "Пощечина общественному вкусу", увидевшего свет в декабре 1912 года. А в одноименной листовке, вышедшей вслед за сборником, соратники по футуризму объявили Хлебникова "гением - великим поэтом современности", который несет "Возрождение Русской Литературы" {1}. В предисловии к "Творениям" Хлебникова, вышедшим в 1914 году, В. Каменский писал: "Хлебников - это примечательнейшая личность, доходящая в своем скромном, каком-то нездешнем уединении, до легендарной святости, своей гениальной непосредственностью сумел так просто, так убедительно строго пересоздать всю русскую поэзию во имя современного искусства" {2}. Культ Хлебникова, провозглашенный футуристами, был рассчитан на утверждение футуризма в целом.

    Сам Хлебников по свойствам натуры не был приспособлен для участия в шумном футуристическом движении: он не умел выступать перед массовой аудиторией и участвовать в публичной полемике, мало заботился об издании своих произведений. Предельная непрактичность и самоуглубленность, органическая неспособность к пребыванию на одном месте и постоянные, внешне бессистемные, перемещения по стране делали невозможным стабильное взаимодействие Хлебникова с футуристами.

    Тем не менее участие Хлебникова в движении было по-настоящему весомым и значительным. Принципиальными для футуризма были его книги: "Творения. Том 1: 1906-1908 г." (М. [Херсон], 1914), "Ряв! Перчатки. 1908-1914 гг." (СПб., [1914]), "Изборник стихов.1907-1914 гг." (Пг., 1914), совместная с А. Крученых поэма "Игра в аду" (М., [1912]; 2-е издание - СПб., [1914]); он участвует почти во всех футуристических сборниках; им написаны важные для движения теоретические работы - "Учитель и ученик" (1912), "Битвы 1915-1917: Новое учение о войне" (1914), "Время - мера мира", "Труба марсиан" (обе - 1916), "Наша основа" (1919) и другие.

    Общепринятый термин "футуризм" Хлебников заменял придуманным им словом "будетлянство", считая движение "будетлян" глубоко национальным явлением. Визит в Россию в 1914 году Ф. Т. Маринетти вызвал у Хлебникова отрицательную, даже агрессивную реакцию (см. в Приложении листовку В. Хлебникова и Б. Лившица).

    Своеобразие личности Хлебникова и уникальный характер его творчества породили почти легендарный образ идеального поэта-изгоя, странника и провидца. При этом многие сомневались в возможности восприятия Хлебникова широким читателем. В. Шкловский в 1926 году писал: "Он писатель для писателей. Он Ломоносов сегодняшней русской литературы. Он дрожание предмета - сегодняшняя поэзия - его звук.

    Читатель его не может знать.

    Читатель, может быть, его никогда не услышит" {3}.

    Однако художественные открытия Хлебникова дали веское основание говорить о его "ферментирующем влиянии" {4} (Ю. Тынянов) на русскую поэзию. В. Маяковский, считавший Хлебникова "поэтом для производителя" (для поэтов), утверждал, что он открыл "новые поэтические материки" {5}. Той же мысли придерживались поэты, напрямую не связанные с футуризмом. "Гением и человеком больших прозрений" считал Хлебникова М. Кузмин {6}. Самую выразительную характеристику "гражданину всей истории, всей системы языка и поэзии" дал О. Мандельштам: "Какой-то идиотический Эйнштейн, не умеющий различить, что ближе - железнодорожный мост или "Слово о полку Игореве". Поэзия Хлебникова идиотична - в подлинном, греческом, неоскорбительном значении этого слова. <...> Каждая его строчка - начало новой поэмы. Через каждые десять стихов афористическое изречение, ищущее камня или медной доски, на которой оно могло бы успокоиться. Хлебников написал даже не стихи, не поэмы, а огромный всероссийский требник-образник, из которого столетия и столетия будут черпать все, кому не лень" {7}.

    "Люди моей задачи, - сказал в 1921 году Хлебников, - умирают тридцати семи лет". Умер он в деревне Санталово Новгородской губернии.

    1. Пощечина общественному вкусу. [Листовка]. М., 1913. С. 1.

    2. Каменский В. О Хлебникове // Хлебников В. Творения. Том 1: 1906-1908 г. М. [Херсон], 1914. С. [VI].

    3. Шкловский В. Предисловие // Петровский Д. Повесть о Хлебникове. М., 1926. С. 4.

    4. Тынянов Ю. О Хлебникове // Собрание произведений Велимира Хлебникова. Л., 1928. Т. I. С. 22.

    6. Кузмин М. Условности: Статьи об искусстве. Пг., 1923. С. 164.

    Источник заимствования: www.ka2.ru

    Раздел сайта: