• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.К. (tolstoy-a-k.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1918"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. "Зангези". Примечания.
    Входимость: 7. Размер: 11кб.
    2. Кузьменко В.П.: Коэволюция природы и общества и прогнозирование циклов социоэкогенеза в исторической динамике России
    Входимость: 6. Размер: 40кб.
    3. Автобиографическая заметка 1920г.
    Входимость: 5. Размер: 5кб.
    4. Кузьменко В.П.: "Основной закон времени" Хлебникова
    Входимость: 4. Размер: 69кб.
    5. Перцов В.О.: Современники
    Входимость: 4. Размер: 21кб.
    6. "Открытие художественной галереи"
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    7. "Открытие народного университета"
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    8. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 6.
    Входимость: 3. Размер: 36кб.
    9. "Союз изобретателей"
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    10. "Война в мышеловке"
    Входимость: 3. Размер: 29кб.
    11. "Астраханская Джиоконда"
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    12. "Октябрь на Неве"
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    13. "Лебедия будущего"
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    14. "Ладомир"
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    15. Дуганов Р.В.: О Хлебникове
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    16. "О свободе"
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    17. Кузьменко В.П.: Исследование динамики социально-экономических циклов
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    18. "Сияющая вольза "
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    19. Аверьянов В.В.: В.В.Хлебников. Традиционализм в авангарде (вариант 2)
    Входимость: 2. Размер: 133кб.
    20. Условные сокращения (в примечаниях к собранию сочинений 1986 года)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    21. Рюрик Ивнев: Хлебников в Петербурге и Астрахани
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    22. "Есир"
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    23. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 7.
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    24. Лейтес Александр: Хлебников - каким он был
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    25. Брик О.М.: О Хлебникове
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    26. Тяпков С.И.: Хлебников Велимир: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    27. Кузьменко В.П.: Открытие физической сущности мнимости
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    28. О стихах
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    29. "Марина Мнишек"
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    30. Винокур Г.О., Шапир М.И.: Язык вне времени и пространства
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    31. Голованов В.Я.: Хлебников и птицы
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    32. "Люди! Над нашим окном..."
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    33. "Ряв о железных дорогах"
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    34. "Нужно ли начинать рассказ с детства..."
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    35. Крученых А.Е.: О Велимире Хлебникове
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    36. "Одинокий лицедей"
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    37. "Зверинец"
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    38. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 5.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    39. "Малиновая шашка"
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    40. "С утробой медною..."
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    41. "Ветер — пение"
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    42. Дуганов Р.В.: Природа поэта
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    43. "Синие оковы"
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    44. Анфимов В.Я.: "К вопросу о психопатологии творчества: В. Хлебников в 1919 году"
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    45. "Харьковское Оно"
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    46. Кулинкович А.Е.: Прогноз истории человечества в III тысячелетии н.э.
    Входимость: 1. Размер: 116кб.
    47. "А я..."
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    48. "О современной поэзии"
    Входимость: 1. Размер: 8кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. "Зангези". Примечания.
    Входимость: 7. Размер: 11кб.
    Часть текста: В. Е. Татлина см. его эскизы: Татлин 1984). Имени Зангези сопутствовали вар. Зенгези, Мангези, Чангези, Чангили ("Гроссбух"). Это "говорящее" имя-символ, принципиальное для героя (образ к-рого сливается с образом автора), контаминирует назв. рек — Ганга и Замбези как символы Евразии и Африки. Она походит — т. е. "сверхповесть". В голосах птиц и богов курсивом выделены ударные гласные. Ср. стих. "Мудрость в силке" (II, 180). Велес (Волос) — в славяно-рус. мифологии "скотий бог". Имена других богов см. в примеч. 211. Доски судьбы — так Хл. назвал свои "скрижали" — различные числовые соотношения между явлениями природы, событиями в истории общества и фактами отд. человеческих судеб; вар. назв.: "Бревна судьбы", "Гвозди судьбы". Кроме изданных ДС, с их тремя "листами" (48 с.), в набросках сохранились еще пять "листов". Они охватывают, напр., такие темы (загл. Хл.): Одиночество, Глашатай, Жезл жизни, Дела на Земле (№ 1 и № 2), Пушкин и чистые законы времени, Уравнение жизни Гоголя, Цепи рождений, Слово, Чудеса первых трех (чисел), Малые небеса азбуки, Весовые созвучия, Скрябин и 1917 г., Постоянные мира, Химия и звуки, Взор на 1923 г., Труп свободной воли, Бессмертие, Magna ...
    2. Кузьменко В.П.: Коэволюция природы и общества и прогнозирование циклов социоэкогенеза в исторической динамике России
    Входимость: 6. Размер: 40кб.
    Часть текста: по свидетельству самого ученого, было им сделано в годы гражданской войны на территории родины его родителей — Украины, соучредителем и первым президентом Академии наук которой он тогда был. Как отмечал сам Вернадский, название “ноосфера” было предложено ему французскими учеными: математиком и философом — бергсонианцем Е. Леруа и геологом — палеонтологом и религиозным философом Тейяр де Шарденом в 1927 г., после чтения им лекций в Сорбонне в Париже в 1922 — 1923 гг. 1 . Спустя 60 лет в хлебниковедении было высказано мнение, что понятие ноосферы русский поэт Велимир Хлебников пытался ввести еще в 1904 г., найдя для него славянский неологизм “мыслезём” 2 . Конечно, 19-летний поэт для создания теории ноосферы не располагал соответствующими научными открытиями, сделанными Вернадским к началу 20-х годов, но само ее появление в будущем, очевидно, предчувствовал. Велимир Хлебников обладал поразительной интуицией в оценке будущего и, видимо, не случайно называл себя будетлянином. Глубокое...
    3. Автобиографическая заметка 1920г.
    Входимость: 5. Размер: 5кб.
    Часть текста: рассмейтесь» в «Студии Импрессионистов», 1 вещь в «Весне», «Маркиза Дезес» в «Садке Судей» 1-м, «Мария Вечора» в «Садке судей» 2-м, «Учитель и ученик» (разговор, где определен год падения России в 1917 году), в «Союзе Молодежи» в 1913 году и в отдельной книжке в 1911 году, «Девий Бог» в «Пощечине Общественному Вкусу», «Дети Выдры» в «Рыкающем Парнасе», в «Стрельце», «Футуристах», «Молоке Кобылиц», «Дохлой Луне», «Изборнике», «Ряве», «Творениях», «Ошибке смерти». В харьковском «Временнике» изд. «Лирень», 5 №№, в газете «Заем Свободы» 1917 года, газете «Красный Воин», Астрахань, 1918, журнале «Пути Творчества», Харьков, 1919 г., сборниках «Харчевня Зорь», «Мы», «Ржаное слово», «Взял», «Центрифуга», «Трое», «Требник троих», «Игра в аду», «Мир с конца», в отдельных книжках «Время — мера мира», «Битвы 1917 — 1918 гг.», «Учитель и Ученик». В изданиях Казанского Общества Естествоиспытателей есть статья за 1905 год о кукушке Cuculus minoris. Собрания сочинений не было. В 1916 году напечатана написанная мной «Труба марсиан» и в 1917 «Воззвание Председателей земного шара», написанное тоже мной во «Временнике». В. Хлебников 1920 Примечания 276. V, 280. Печ. по автографу (ИРЛИ) . Статьи в "Славянине" — в этой газ. Хл. сотрудничал в 1913 г. и напечатал три статьи и рассказ (см. 239, 254, а также ст. "Кто такие...
    4. Кузьменко В.П.: "Основной закон времени" Хлебникова
    Входимость: 4. Размер: 69кб.
    Часть текста: мере даже опережая их. В 1983 г. В. П. Григорьев в монографии «Грамматика идиостиля. В. Хлебников» счел необходимым подвергнуть сомнению устоявшийся за 60 лет после смерти поэта отечественный взгляд на утопичность и лженаучность его исканий, высказанный, в частности, в 1977 г. В. И. Струниным. Так, говоря о том, что Хлебников стремился создать математизированную философию истории, в основе которой лежало представление о цикличности временного развития вселенной и человечества, В. И. Струнин, скорее по инерции мышления, характерной для многих упоминающих о «Досках судьбы» (далее — ДС ), утверждает: «Нет необходимости доказывать утопичность устремлений Хлебникова». Но почему же? Разве кто-нибудь уже доказал общую неправомерность «представлений о цикличности»? И разве родственные по духу идеи А. Л. Чижевского, признанные теперь с таким запозданием, отвергались с порога не с той же убежденностью в отсутствии «необходимости доказывать»? 2 . Практически игнорируя аргументацию таких авторитетов, как Вяч. Вс. Иванов и В. П. Григорьев, публикуя к юбилею Хлебникова, впервые на его родине после смерти поэта, фрагменты ДС, в предисловии к ним Е. Р. Арензон повторил сомнительную оценку хлебниковского мировоззрения: «Утопичность самой идеи найти, и выразить в безусловной числовой конкретности, непреложно и якобы циклично повторяющийся ход мировых событий для нас очевидна» 3 . Впрочем, такая точка зрения вполне отвечала застоявшимся ...
    5. Перцов В.О.: Современники
    Входимость: 4. Размер: 21кб.
    Часть текста: только очень молодого и влюбленного в свой голос человека. Всё оказалось не так, как я думал. Гастев был почти вдвое старше меня, носил рыжие усы и немного стыдился своей поэзии. Вероятно, многие из своих стихов он написал давно, еще в Париже, когда вместе с А.В. Луначарским и, кажется, Лебедевым-Полянским, устраивал там "Лигу пролетарской культуры". Он гордился своим тщательным анализом профессии металлиста и ошарашивал своих литературных друзей длинными бумажными простынями, на которых по клеткам были разнесены тайны рабочей квалификации. Эту свою работу он проделал в 1918 году на заводе б. Всеобщей компании электричества. Когда его удавалось вызвать на литературные разговоры, он становился непримиримым отрицателем. В то время ему было глубоко чуждо какое бы то ни было преклонение перед прежней литературой, свойственное людям горьковской биографии. Он воплощал в себе образ пролетариата не как класса-преемника, хранителя культурных традиций, но как класса-новатора. Уже в то время "хранителей" развелось великое множество, и была справедливость в том, что человек, связанный неразрывно с политической и культурной историей пролетариата, резко выступал в защиту новых художественных форм. Многие хорошие революционеры относились к искусству примерно так, как к фабрикам и заводам: перешло, мол, в собственность рабочих и крестьян, значит, заноси в инвентарь, пользуйся по потребностям, охраняй это народное достояние по способностям. Но Гастев к фабрикам и заводам относился несколько по-другому. Он был еретиком. Он носился со своими планами новой организации работ, которые казались вдвойне фантастическими на фоне непосредственной вооруженной борьбы за территорию. Гастев исходил из того, что новый собственник производства — класс производителей — должен был дать и новую постановку вопроса о формах и методах этого производства. Тем более радикально мог ставить он вопрос о новых формах художественной культуры. В одной из своих...
    6. "Открытие художественной галереи"
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    Часть текста: воссоздавал природу, как бездушный молчаливый раб, отказываясь от живописного вмешательства и волевого приказа. Дерзкий красочный мятежник Малявин, «Разин алого холста», представлен сдержанным наброском к «Бабам». Этот художник, давший на своих холстах неслыханную свободу красному цвету, из которого в языческом сумраке выступает смуглая женщина русских полей, он своими холстами первый приучил глаз зрителя к «красному знамени». Так, красное пламя его души рвалось навстречу нашего времени. И. Репин расписался в своем бессилии и особой дряблой слащавости, коснувшись темы «Прометея». Бенуа, как всегда, безличный и средний во всех отношениях, представлен видом вечернего Пекина. Нужно отметить увядающие «Розы» Сапунова и «Камни» Рериха. Нестерову принадлежит большая прекрасная вещь «За Волгой», полная красоты гордого молчаливого увядания. Другая его вещь «Видение отрока Варфоломея», где мальчик в лаптях, с пастушеским бичом и золотым сиянием кругом русых...
    7. "Открытие народного университета"
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    Часть текста: шара на живые существа. Было прочтено несколько приветствий, в том числе от учащихся средней школы. Мысли по поводу В вступительном слове тов. Бакрадзе отметил, что, создавая высший вечерний храм знания, рабочая власть открывает доступ к Солнцу Науки для тех, чьи сутки делятся на три равные части: труда, отдыха и сна — и, будучи занят днем, должен посвятить жажде знания свой вечерний отдых. Рабочих, до сих пор изгнанных, имела в виду пришедшая на смену царскому праву рабочая власть. Пусть все, кто видел храм науки в узкую щель, войдут в его широко распахнутые двери! Какие бы скачки ни делал путь мировой свободы, ничто не может грозить таким памятникам рабочего права, как только что открытый вечерний храм науки. Здесь путь, взятый рабочей властью, безошибочен. Проф. Усов произнес слово о происхождении жизни на земле. Он указал, что мельчайшая жизненная пыль могла быть занесена на землю теми небесными камнями, какие с таким треском и шумом пролетают над землей. Это своего рода небесная почта, и каждый такой камень падает как письмо с соседней звезды. Не дело ли Человека Будущего это несовершенное детище природы взять в свои руки и молотом рабочего построить правильные сношения с соседними светилами, вероятно, тоже населенными, пусть и не людьми? Думалось, может быть, правы те, кто хотят увенчать великую войну завоеванием месяца. Пока же «вести оттуда» долетают до нас как небесные камни. Проф. Скрынников посвятил свою речь первым шагам жизни на земле. «Вести из будущего» осаждали сознание. Невольно мысль переносилась в будущее, когда рука рабочего построит подводные дворцы для изучения глубин моря, на горе Богдо гордо подымется замок для...
    8. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 6.
    Входимость: 3. Размер: 36кб.
    Часть текста: с самого начала и активно работали в Росте и Политпросвете. Правда, то понимание революционного искусства, которое выдвигали футуристы, имело еще формально-экспериментаторский характер, сложившись в условиях эстетического «бунта». Наряду с непреодоленными в первые годы революции тенденциями «новаторского» экспериментаторства и формализма, проповедываемых «Газетой футуристов», «Искусством коммуны» и в устных выступлениях, — в самой идеологии бывших футуристов еще явственно видны были «родимые пятна» мелкобуржуазного, индивидуалистического мировоззрения. Бунтарски-утопические лозунги «Трубы марсиан» прочно вошли в сознание деятелей нового искусства. Под лозунгом «изобретательства» и борьбы со старым «приобретательским» обществам и искусством проходили диспуты, декларации и творческая практика левого искусства в первые годы революции. В. Каменский приводит в своих воспоминаниях те фантастические планы и проекты, с которыми художники и поэты выступали в первое время после революции: «Например, Жорж Якулов с горячим темпераментом говорил с эстрады о том, как он строит на Кузнецком «мировой вокзал искусства (новое, филипповское кафе «Питтореск»), с барабана (арены) которого будут возвещаться «приказы по армии мастером новой эры»... Такой же мечтатель — Хлебников, поддерживая вокзальную затею Якулова, намеревался созвать в «Питтореск» всех «председателей земного шара», чтобы наконец решить «судьбу мира». Между прочим, приехавший из Петрограда Евреинов рассказывал, что там был устроен грандиозный «карнавал искусств»: писатели, художники, композиторы и актеры на разубранных цветами автомобилях праздничной длинной вереницей двигались по Невскому. Эту автомобильную вереницу «карнавала» заканчивал большой грузовик, на борту которого мелом было написано: ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА На грузовике в солдатской шинели сидел сгорбленный Хлебников». Именно в этой обстановке поисков «нового искусства», в обстановке тех часто фантастических...
    9. "Союз изобретателей"
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    Часть текста: глубокого духовного застоя, городе Астрахани, Союз изобретателей медленно старается завоевать свое «право быть» и построить точку опоры в изобретении новых видов пищи, как мука из рыбы, тыквенный чай. Есть мнение, что возможна выработка «озерных щей», так как вода высыхающих ильменей насыщена мельчайшими живыми существами и, будучи прокипячена, очень питательна; вкус напоминает мясной отвар. В будущем, когда будет исследована съедобность отдельных видов этих невидимых обитателей воды, каждое озеро с искусственно разведенными в нем невидимыми обитателями будет походить на большую чашку озерных щей, доступную для всех. Конечно, краевая научная мысль не оставит без должного внимания еще одной продовольственной возможности. Жало мирового разума, управляемое ростом населения, будет настойчиво жалить все живые места косности и застоя. Осень 1918 Примечания 263. HX XXIV, 1933, с. 11. Печ. по НП, 349. Предназначалась, вероятно, для газ. "Красный воин" (Астрахань), в к-рой в 1918 — 1919 гг. сотрудничал Хл. На заседании...
    10. "Война в мышеловке"
    Входимость: 3. Размер: 29кб.
    Часть текста: крошево. Где конницей столетий ораны Лохматые пашни белой зари, Я повелел быть крылом ворону И небу сухо заметил: «Будь добро, умри!» И когда мне позже приспичилось, Я, чтобы больше и дальше хохотать, Весь род людей сломал, как коробку спичек, И начал стихи читать. Был шар земной Прекрасно схвачен лапой сумасшедшего. — За мной! Бояться нечего! 2 И когда земной шар, выгорев, Станет строже и спросит: «Кто же я?» — Мы создадим «Слово Полку Игореви» Или же что-нибудь на него похожее. Это не люди, не боги, не жизни, Ведь в треугольниках — сумрак души! Это над людом в сумрачной тризне Теней и углов Пифагора ковши. Чугунная дева вязала чулок Устало, упорно. Широкий чугун Сейчас полетит, и мертвый стрелок Завянет, хотя был красивый и юн. Какие люди, какие масти В колоде слухов, дань молве! Врачей зубных у моря снасти И зубы коренные, но с башнями «Бувэ»! И старец пены, мутный взором, Из кружки пива выползая, Грозит судьбою и позором, Из белой пены вылезая. <3> Малявина красивицы, в венке цветов Коровина, Поймали небоптицу. ...