• Приглашаем посетить наш сайт
    Спорт (sport.niv.ru)
  • "Открытие художественной галереи"


    ОТКРЫТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ

    В воскресенье, 15 декабря, состоялось открытие основанной П. Догадиным картинной галереи.

    Составленное с большим вкусом собрание охватывает многие течения русской живописи, впрочем, не левее «Мира искусства».

    Здесь и маститый Шишкин с его сухим и мертвенным письмом. Глаз этого художника рабски понимал природу, точно чечевица светописного прибора, рабски и верно. Он воссоздавал природу, как бездушный молчаливый раб, отказываясь от живописного вмешательства и волевого приказа.

    Дерзкий красочный мятежник Малявин, «Разин алого холста», представлен сдержанным наброском к «Бабам». Этот художник, давший на своих холстах неслыханную свободу красному цвету, из которого в языческом сумраке выступает смуглая женщина русских полей, он своими холстами первый приучил глаз зрителя к «красному знамени».

    Так, красное пламя его души рвалось навстречу нашего времени.

    И. Репин расписался в своем бессилии и особой дряблой слащавости, коснувшись темы «Прометея».

    Бенуа, как всегда, безличный и средний во всех отношениях, представлен видом вечернего Пекина. Нужно отметить увядающие «Розы» Сапунова и «Камни» Рериха.

    Нестерову принадлежит большая прекрасная вещь «За Волгой», полная красоты гордого молчаливого увядания. Другая его вещь «Видение отрока Варфоломея», где мальчик в лаптях, с пастушеским бичом и золотым сиянием кругом русых волос, очарованный стоит перед своим видением — пришедшим с того света старцем, опершимся на дерево призраком, в клобуке инока. Эта вещь — жемчужина всего собрания.

    Сурикову принадлежит голова стрельца, набросок к его «Стеньке Разину».

    Несколькими вещами представлен Серов с его «кровным», сильным мазком и Сомов, владелец утонченной кисти «горожанина». Теодорович-Карповской принадлежит одна прекрасная вещь. Великий Врубель представлен наброском к «Царевне-Лебеди». Врубель, этот Мицкевич живописи, в алое бешенство Малявина, тихое отречение и уход от жизни Нестерова и неодолимую суровость Сурикова вносит свою струну языческой сказки и цветовой гордости.

    Астраханские художественные силы, собранные теперь в общину художников, представлены красочным Кустодиевым, Мальцевым и Котовым. «Верочка» Котова, освещенная солнцем и утопающая в цветах, — крупная надежда.

    В собрании есть, кроме того, письма Толстого, Скрябина, Достоевского и др<угих>.

    Собрание охватывает русскую живопись между передвижниками и «Миром искусства».

    живописи Малевича и татлинизму Татлина.

    Правда, у них часто не столько живописи, сколько дерзких взрывов всех живописных устоев; их холит та или иная взорванная художественная заповедь.

    Как химик разлагает воду на кислород и водород, так и эти художники разложили живописное искусство на составные силы, то отымая у него начало краски, то начало черты. Это течение живописного анализа совсем не представлено в собрании Догадина.

    Конец декабря 1918




    Примечания

    "Красный воин", Астрахань, 1918, № 85, 20 дек. (под псевдонимом "Bexa"). Перепеч. ЛО 1980. Ст. важна для понимания отношения к живописи Хл., собиравшегося стать профессиональным художником.

    1.  Мятежник Малявин — ср. первое стих., вошедшее в поэму 229.
    2. Репин — имеется в виду его акварель "Прометей" (1908), навеянная мотивами поэмы Т. Г. Шевченко "Кавказ", сейчас находится в музее Т. Г. Шевченко (Киев).
    3. Жемчужина всего собрания — эскиз к картине М. Нестерова "Видение отроку Варфоломею", находящейся в ГТГ.
    4. Теодорович-Карповская Е. (1894 — ?) — начинающая художница, экспонировалась ее картина "В мастерской художника" (1917).
    5. Великий Врубель — ср. стих. 47 и 86, навеянные его картиной "Пан".
    6. — Кустодиев В. М. (1878 — 1927), уроженец Астрахани, ныне художественная галерея носит его имя;
    7. Мальцев Г. П. (1881 — после 1914) — представлен картиной "В астраханских степях" ("Киргизы на молитве");
    8.  Котов — 1953) — живописец, один из организаторов Астраханской общины художников, в к-рую входила и сестра поэта — В. В. Хлебникова.
    9. Письма Толстого, Скрябина, Достоевского — в собрании П. Догадина было значительное количество автографов деятелей русской и зарубежной культуры.
    10. и сл.— см. стих. 166. Хл. считал, что в галерее должны быть представлены все художественные направления XX века, потому он упоминает и своих соратников. Сохранилась дарственная надпись Хл. того же времени на "Игре в аду" "От В. Хлебникова на память о мне, Ларионове, "белом медведе", и скифской жрице Наталье Гончаровой дорогому товарищу Дмитрию Михайловичу Ельницкому. 13 янв. н. с. 1918. 8 час. 4 минуты вечера. Астрахань. Кр. Воин" (у Хл. описка, правильно: 1919).