• Приглашаем посетить наш сайт
    Жуковский (zhukovskiy.lit-info.ru)
  • "Марина Мнишек"


    МАРИНА МНИШЕК

    «Пане! Вольны вы
    Меня пленить блестящим разговором,
    Умом находчивым и спорым,
    В котором все — днепровская струя
    И широко-синие заливы,
    Но знайте! Я
    Если и слыву всех польских дев резвей
    В мазурке, пляске нежной,
    В одежде панны белоснежной,
    То знайте, нет меня трезвей,
    Когда я имею дело с делом:
    Я спорю с старцем поседелым».
    Смотрит ласково, прищурясь, и добавляет:
    «Я не обещаю и не обольщаю,
    Но, юноша, заключите свои самые пылкие желанья
    В самую ужасную темницу:
    Пока я не московская царица,
    Я говорю вам: до свиданья!»


    И хочет самому чуть слышный дать ответ:
    «Панна!
    В моих желаньях нет обмана!»
    Она уходит и платьем белым чуть белеет.
    Он замысел упорный в мечтах своих лелеет.
    «Панны! Вы носитесь
    [На шеях в вас влюбленных паничей],
    А после жизнью хладной коситесь,
    И жребий радости ничей.
    Добро!
    И я предстану пред тобой,
    Моих желаний страстною рабой,
    Одет в венок, багрец и серебро».
    И вечером того же дня,
    Когда средь братин и медов,
    Высоких кубков и рогов
    Собралась братья и родня
    Обречь часы вечерней лени,
    Марина села на колени

    Дворни, шутов и скрипачей
    Рукой седины обнимает
    И пиру радостно внимает.
    Вся раскрасневшись, дочь прильнула
    К усов отцовских седине
    И, в шуме став с ним наедине,
    Шепнула:
    «Тату! Тату! Я буду русская царица!»
    Не верит и смеется,
    И смотрит ласково на дочку,
    И тянет старый мед,
    И шепчет: «Мне сдается,
    Тебя никто сегодня не поймет!»
    По-прежнему других спокойны лица.
    Урсула смотрит просто, кротко
    На них двоих и снова быстрою иголкой,
    Проворной, быстрою и колкой,
    На шелке «Вишневецкий» имя шьет
    Кругом шелкового цветочка.

    Поют про сельские забавы,
    Трудясь над вычурным нарядом
    Под взором быстрым Станислава,
    Ему отвечая украдкой пылким взглядом.
    А Мнишек временем вечерним,
    К словам прислушиваясь дочерним,
    Как и что ему лепечет,
    Ей отвечает: «То знает чет и нечет,
    В твоих словах рассудка нет».
    Таков был Мнишка дочери ответ.

    Сечь Запорожская (так сопка извергает
    Кумир с протянутой рукой)
    Так самозванцев посылает,
    Дрожи, соседних стран покой!
    Соседних стран покой, дрожи,
    Престол, как путник перед ударом молнии, бежи.
    Сквозь степи, царства и секиры
    Летят восстания кумиры.
    И звонким гулом оглашает

    Куда посол сей упадает,
    Куда несет и смуту и войну
    Его пылающий полет.

    В старинном дереве свичадо,
    Дар князя польского Сапеги,
    Невест-прабабушек отрада,
    Свидетель ласк усталой неги,
    Залогов быстроглазых ребятишек, —
    Кого ты не было услада,
    Кого не заключало в свои бреги!
    Пред ним стоит Марина Мнишек.
    Две стройные руки
    С пухом подмышек
    Блестят, сияньем окруженные,
    В стекле прекрасном отраженные,
    Блестят над кружевом рукавным.
    С усмешкой полуважной, полузабавной
    Девица думает о доле самодержавной.
    Блошанку дева с плеч спускает

    И слабо дышит, засыпает,
    Доступна лунному лучу
    Золотокудрой головой
    И прочь простертою рукой
    Под изогнутой простыней.
    Зарница пышет. Завтра ведро.
    А мимо окон ходит бодро
    Ее помолвленный жених,
    Костер вечерних дум своих.
    От тополей упали тени,
    Как черно-синие ступени.
    Лунным светом серебрим,
    Ходит юноша по ним,
    Темной скорбию томим.
    И мыслит: «Я ей не ровесник
    Моей породой и судьбой.
    Военный жребий: ты — кудесник!
    Мой меч — за царственный разбой!»
    Много благородства и упрямки

    В озерах нежатся станицы
    Белокрылых лебедей.

    И стерегут пруд, как ресницы —
    Широко раскрытые зеницы,
    Стада кумирные людей.
    Там камень с изображением борьбы,
    С [движением] протянутой руки
    Смотрел на темные дубы,
    За голубые тростники.
    Уж замысел кровавый
    Стал одеваться новой плотью.
    Уж самозванец мнит себя с державой,
    Красуясь в призрачной милоти.
    «Карает провиденье дерзость. Что же?
    Возмездьем страшным горделивый,
    Я оценю за плаху ложе,
    И под мечом судьбы красивый.
    А вы, толпа седых бояр! —
    С поклоном низким в пыли серой

    Когда любима мной без меры
    Займет престол, молясь Мадонне.
    Я буду, может быть, убит,
    Исчезнет имя с самих плит,
    Убит в дворце великолепном...
    Убийцей, раньше раболепным.
    У водопада, где божок
    С речным конем затеял ссору,
    Ты снимала сапожок,
    Одевала ножку скоро.
    И от взгляда скрывалась за тенью березы...
    Пускай гудят колокола,
    Когда [девические] грезы
    Станут военные дела.
    Сему свидетель провидение!»
    Порой его давит виденье:
    Косматый конь с брадою мужа,
    Рысью каменно-гулкой,
    Стуча копытом по каменным плитам,

    Чтобы прогулкой
    Рассеять их скуку.
    И мчался после бело-пегий
    (Кругами расходилась лужа)
    Из тополевого сада Сапеги.
    Так на досуге пламенея,
    В своем решенье каменея,
    Он ходит, строг и нелюдим,
    Сам-друг с желанием своим.
    Стояла ночь. Как полководцы,
    Стояли тихо тополя.
    Смотрели в синие колодцы
    Звезды, лучами шевеля.
    И уж приблизился рассвет,
    И ум готовит свой ответ.

    Охота. Звон. Как в сказках,
    На тылах кисти — кречета,
    И пляшет жеребцов черкасских
    Умных кровная чета.

    Убит матерый был кабан.
    И годы всем сочла зозуля:
    Ей дар пророчить дан.
    И много игр веселых и забавных
    Знал старый князь.
    Гостей своих в чертогах славных
    Он веселил, развеселясь.
    И говорит: «Сегодня у Потоцкого ночуем.
    Он дома, он хандрит. Он болен почечуем».
    И думает Марина:
    Сам польский король будет саном ее деверь.
    К ее ногам красивым током,
    Царицы белого плаща,
    Упали юг, восток и север.
    Везде затихнут мятежи,
    Могучим чувством трепеща
    Исполнить волю госпожи.
    Ее удел слепой успех.
    Она примирит костел с Востоком.
    «Он и ты — вы пара.
    Пусть Божия меня постигнет кара,
    Если мои имения и рабы,
    Бочонки с золотом, ковры
    Ему не будут брошены мостом тяжелым
    В его походе за престолом».
    Гнев разгорелся в старике,
    И он держак сжал в пястуке.
    И молвил ксендз: «Полячка, посох
    Держа в руке, клади свой след в восточных росах.
    Умеет с запада порой
    Солнце взойти на послух свой.
    Покорна вести веры правой,
    Вернись в костел с своей державой».

    Покоем полно Тушино.
    Огни потушены.
    Храпят ночные табуны,
    Друзья в час мира и войны.
    И атаманова подруга,
    Как месяц ясный, белолика,

    Гвоздей серебряного круга
    И мчится в пляске стройна, дика,
    Красою гордая здоровой.
    Лишь гремлют песней кашевары
    Про Днепр, про Сечу и порог.
    Очкуром вяжет шаровары
    Воин дебелый и высок.

    Бежите, русские, бежите.
    Быть безоружными дрожите.
    Худая слава
    Про царство русское бежит.
    Повсюду войско Владислава,
    И русского ничто уж не дрожит.
    Война, война... Он в польском шлеме,
    Латинских латах
    Повел на битву племя
    Людей суровых и усатых.
    Литва и Польша, Крым и Сечь,
    Все, с чьих плеч

    Делили с ними похода время.
    В Калугу гонит князь коня,
    Пронзая смутным взором даль,
    Там саблей долгою звеня,
    Сошлися лях, литвин, москаль.
    То Смута. Годы лихолетья и борьбы,
    Насильств, походов и вражды.
    Поутру бой, разбой иль схватка,
    А вечером удалая присядка.
    Когда дрожит земля и гнется
    Под шагом шаек полководца,
    Пирушки и попойки,
    И жены веселы и бойки.
    Станицей зорь, пожарищ, зарев,
    Солнцем ночным висячих марев
    Отметил путь противник государев.
    И часто длинными ножами кончался разговор,
    Кто всея Руси царь — князь Шуйский или вор.
    И девы русские порой просили братьев заколоть,

    Не в силах в жизни побороть
    Пых нестерпимый иноверца.

    А между тем толпой шиши,
    Затаены в лесной глуши,
    Точили острые ножи.
    И иногда седой боярин
    Их оделял сребром и златом,
    За ревность к Руси благодарен,
    Сойдя к отшельникам усатым.
    В шубе овец золоторунных
    Стоит избранник деревень.
    И с дюжиной углов чугунных
    Висит в его руке кистень.
    Любимец жен, в кудрей венце,
    На вид удалый и здоровый.
    Рубцы блистали на лице,
    Предметы зависти суровой.
    Он стан великих сторожил
    И Руси храбростью служил.


    Скрывали русских палаши.
    Святая чернь и молодежь
    Так ополчилася на ложь.
    Тело одних стесняли вериги,
    Другие читали старинные книги.
    На пришельцев негодуя,
    Здесь обитали они скромно,
    С работой песни чередуя
    И дело делая огромно.
    И дивно стукались мечи,
    Порою пламенно звенели,
    Казалось, в битве бирючи
    Взывали в тихие свирели.
    Так, стеснены в пределах косных,
    Висят мечи на темных соснах.
    На темных соснах здесь почила
    Седая древность.
    Людей же здесь соединила
    К отчизне ревность.


    Приди утоли ее усталость.
    Осталась смерть — последнее подобие щита!
    А сзади год стыда, скитанья, нищета.
    «Дворяне! Руку на держак!» —
    Лишь только крикнул Ляпунов,
    Русь подняла тесак,
    Сев на крупы табунов.
    Давно ль Москва в свои кремли
    Ее звала медноглаголым гулом.
    Давно ль сыны ее земли
    Дружили с буйством и разгулом.
    Давно ль царицей полумира
    Она вошла в свою столицу,
    И сестры месяца — секиры
    Умели стройно наклониться.
    Темрюк, самота, нелюдим,
    Убит соперником своим.
    Их звала ложь: обычаи страны, заветы матерей —
    Все-все похерьте.

    Пусть станет снедью смерти.
    И опечалилась земля,
    Завету страшному внемля,
    И с верховыми табунами
    Смешались резвые пехотники.
    С отчизны верными сынами
    Здесь были воду жечь охотники.
    Всякий саблею звенит,
    Смута им надежный щит.
    Веселые детинушки
    Несут на рынок буйную отвагу.

    Сегодня пьют меды и брагу,
    А завтра виснут на осинушке.

    «Мамо! Мне хочется пить!» —
    «Цить, детка, цить!
    Ты не холопья отрасль, ты дворянин.
    Помни: ты царский сын!»
    Вдруг объята печалью:
    Отчизне и чужбине чужд,

    Убит мятежный муж.
    Плачьте, плачьте, дочери Польши!
    Надежд не стало больше.
    Под светы молнии узорной
    Сидела с посохом Марина.
    Одна, одна в одежде черной,
    Врагов предвидя торжество,
    Сидела над обрывом,
    Где мчатся волны сквозь стремнины.
    И тихо внемлет божество
    Ее роптания порывам.

    Москвы струя лишь озарится
    Небесных пламеней золой,
    Марина, русская царица,
    Острога свод пронзит хулой.
    «Сыну, мой сыну! Где ты?»
    Ее глаза мольбой воздеты,
    И хохот, и безумный крик,
    И кто-то на полу холодном

    Ключами прогремит старик.
    Темничный страж, угрюм и важен,
    Смотрел тогда в одну из скважин.
    Потом вдруг встанет и несется
    В мазурке легкокрылой,
    С кем-то засмеется, улыбнется,
    Кому-то шепчет: «Милый».
    Потом вдруг встанет, вся дрожа,
    Бела, как утром пороша,
    «Разве я не хороша?»
    Вдруг к стражу обращается, грозна:
    «Где сын мой? Ты знаешь! — с крупными слезами,
    С большими черными глазами.—
    Ты знаешь, знаешь! Расскажи!»
    «Кат зна!»
    «Послушай, услужи:
    Ты знаешь, у меня казна.
    Освободи меня!»
    Но он уйдет, лицо не изменя.

    Марина, русская царица.

    <1912 — 1913>




    Примечания

    203. "Фантастический кабачок". Тифлис, 1918, № 1, с. 15 — сверстанный экз. невышедшего альманаха (отрывок); перепеч. III, 10; "Звезда", 1975, № 11, с. 199 (полный текст). Печ. по бел. автографу (частное собр.). Поэма пронизана пушкинскими реминисценциями, начало — вариация сцены у фонтана из "Бориса Годунова".

    1.   (ок. I588 — ок. 1614) — дочь Юрия Мнишка (? — 1613), сандомирского воеводы, жена Лжедмитрия 1 и Лжедмитрия П. В 1614 г. находилась в Астрахани, где ее сын Иван (1611 — 1614) был объявлен наследником престола (см. брошюру А. Н. Штылько и К. Н. Малиновского "300-летие освобождения Астрахани от мятежной шайки Заруцкого и Марины Мнишек", А., 1914, находившуюся в биб-ке Хлебниковых).
    2. Вишневецкий — 1644) — муж Урсулы, сестры М. Мнишек, украинский магнат.
    3.  Станислав — брат М. Мнишек, во время московского похода командовал гусарской ротой.
    4. (польск., укр.) — зеркало.
    5. Сапега Лев (1557 — 1633) — великий литовский гетман и канцлер.
    6. Блошанка —
    7. Упрямка — слово, по-видимому, заимствовано из книги военных наставлений А. В. Суворова "Наука побеждать".
    8. Милоть (древнерус.) — овчина; здесь преобразовано в знач.: "царская меховая мантия".
    9. Сигизмунд III Ваза (1566 — 1632).
    10. Пястук — вероятно, неологизм в знач.; кулак (от "пясть"); возможно, Хл. фонетически сблизил пястук с
    11. Послух (древнерус., польск., укр.) — послушание, послушничество.
    12. Очкур (обл., укр.) — опояска с застежкой.
    13.  IV Ваза (1595 — 1648) — польский король (с 1632), претендент на русский престол.
    14. В Калугу гонит князь коня — Лжедмитрий II устроил свою резиденцию в Калуге; князь — вероятно, Лев Сапега, уговоривший М. Мнишек стать женой Лжедмитрия II.
    15. Шиш (устар.) — бродяга, разбойник.
    16. П. П. (? — 1611) — поддерживал Лжедмитрия I и II, примкнул к восстанию И. Болотникова, в 1611 г. участник заговора против В. Шуйского.
    17. Темрюк — угрюмый.
    18.  Самота (укр.) —
    19. Здесь были воду жечь охотники — развернутая метафора, восходящая к укр. "паливода", т. е. сорвиголова, авантюрист, здесь в знач.: запорожцы; ср. имя героя Паливода в "сверхповести" 228.
    20. Валуев Г. — воевода, участвовал в убийстве Лжедмитрия 1.
    21. "Кат зна!" (польск.) — черт знает!
    22. Так погибала... в темнице — М. Мнишек была заключена в Коломенском кремле.