• Приглашаем посетить наш сайт
    Батюшков (batyushkov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1907"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 4.
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    2. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    3. Щетников А.И.: К вопросу о датировке некоторых ранних прозаических сочинений Хлебникова
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    4. Винокур Г.О., Шапир М.И.: Язык вне времени и пространства
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    5. Условные сокращения (в примечаниях к собранию сочинений 1986 года)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    6. "Война в мышеловке"
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    7. "Неголи легких дум..."
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    8. Красицкий С.Р.: Велимир Хлебников
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    9. Слинина Э.В.: Тема природы в поэзии В.Хлебникова и Н.Заболоцкого
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    10. "Ошибка Смерти"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    11. Бурлюк Давид: О Хлебникове
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    12. "Вам"
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    13. "Скифское"
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    14. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 3.
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    15. Якобсон Р.О.: Из мелких вещей Велимира Хлебникова
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    16. Аверьянов В.В.: В.В.Хлебников. Традиционализм в авангарде (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 133кб.
    17. Тяпков С.И.: Хлебников Велимир: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    18. "Мы и дома"
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    19. Автобиографическая заметка 1920г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 4.
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    Часть текста: к идеалистическим изысканиям «законов времени», которые должны были, по его мнению, мирным путем установить «мировую гармонию». При всем значении для Хлебникова лозунгов и принципов футуризма следует остановиться и на отличительных моментах, характеризовавших его взгляды и творчество в это время. Хлебников приходит к футуризму, увлеченный идеями «славянского возрождения» и создания единого «пласта азийской культуры», идеями, воскрешавшими давно сданное в архив реакционное славянофильство. Однако в эпоху империализма воскрешение лозунгов славянофильства, в целях подогревания казенного патриотизма, совершалось усиленными темпами, и наивно-романтическое «славянство» Хлебникова являлось одним из отголосков этого насаждения патриотической идеологии. Увлечение древней «Русью» и славянством относится еще ко времени пребывания Хлебникова в Казани, уже первые его произведения, в частности пьеса «Снезини» (написанная в 1906 — 7 гг.), связаны с идеализацией древней Руси. К 1908 году, ко времени переезда в Петербург, относится и то «воинственное воззвание к славянам», о котором Хлебников иронически упоминает в автобиографии 1914...
    2. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    Часть текста: способствовала возникновению того интереса к истории, который проявился у Хлебникова еще в детские годы. Помимо Виктора Владимировича, в семье было еще четверо детей (Борис, Екатерина, Александр и Вера). Детство и юношеские годы Хлебникова прошли в обстановке провинции, главным образом на Волыни и в юго-восточном приволжском крае, в таких городах, как Симбирск, Казань, Астрахань, где ещё сохранились тогда следы восточной культуры. Постоянное соприкосновение с природой, провинциальная патриархальность также наложили известный отпечаток на формирование мировоззрения Хлебникова. Читать Хлебников выучился с четырехлетнего возраста, в детстве уже начал заниматься языками и рисованием. Помимо гимназических учителей, среди преподавателей, занимавшихся с ним дома, следует отметить критика Глинку-Волжского, Н. Л. Брюханова, 3. П. Соловьева, художников П. П. Бенькова и Л. Чернова-Плесского. Особенно много занимался Хлебников живописью во время пребывания в Казани; владение техникой живописи и художественную одаренность Хлебникова отмечают и все знавшие его в более поздние годы. Следует отметить, что семья Хлебниковых располагала хорошей домашней библиотекой, в которой, по свидетельству родных, В. В. познакомился с произведениями Дидро, Канта, Спенсера, Конта, Тэйлора, Берви-Флеровского. После Волыни, где прошли детские годы Хлебникова, семья его переехала в Симбирскую губернию, в село Памаево, откуда в 1897 году Виктора Владимировича отправили в Симбирск для поступления в гимназию. Хлебников поступил в третий класс симбирской гимназии, в...
    3. Щетников А.И.: К вопросу о датировке некоторых ранних прозаических сочинений Хлебникова
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    Часть текста: 1. Постановка проблемы Прозаический опыт Велимира (Виктора) Хлебникова «Пусть на могильной плите прочтут...», датируемый в публикациях 24 ноября 1904 г., принято считать одним из самых ранних сохранившихся сочинений Хлебникова. Его первая часть представляет собой эпитафию некоему вымышленному лицу, совершившему ряд значительных открытий в различных науках; вторая часть, начинающаяся с подзаголовка «О пяти и более чувствах», стилизована под научно-популярную лекцию из области психофизиологии восприятия. Содержащаяся в перечне научных открытий фраза «он связал время с пространством» зачастую трактуется как гениальное предвидение 19-летним студентом Казанского университета Виктором Хлебниковым будущих открытий Эйнштейна и Минковского. Саму же статью «Пусть на могильной плите прочтут...» некоторые исследователи считают программой научных исследований Хлебникова, изложенной в форме автоэпитафии (см. [Дуганов, 15], [Старкина, 466], [Бабков, 163]). Работая над статьей [Щетников], посвященной отражению идей специальной теории относительности в произведениях Велимира Хлебникова, мы в какой-то момент усомнились в том, что упомянутая фраза действительно является «предвидением», усмотрев в ней возможную отсылку к речи немецкого математика Германа...
    4. Винокур Г.О., Шапир М.И.: Язык вне времени и пространства
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    Часть текста: переработанном виде в оба издания книги «Культура языка» (1925, 1929; глава «Речевая практика футуристов») 3 , в монографии о Маяковском (1943) 4 и, главное, в двух специальных эссе, одно из которых увидело свет в 1924 г. 5 , а другое—только в начале 1991-го 6 . За четверть века (1921— 1945) критическую оценку Хлебникова Винокур не изменил: он всегда считал его «человеком, наделенным несомненными признаками поэтической гениальности» 7 , поэтом «исключительного дарования и исключительной судьбы» 8 , но к стихам его относился очень избирательно, принимая лишь те из них, где ему виделась «подлинная, благородная и возвышенная простота» 9 . В то же время филологическая интерпретация поэтического языка Хлебникова претерпела у Винокура существенную эволюцию, требующую внимательного анализа и осмысления. 1 Первое эссе о Хлебникове Винокур написал во второй половине 1924 г. Отчасти оно явилось результатом его работы над подготовкой к печати произведений Хлебникова. Еще в марте 1923 г. «Леф» сообщал, что планирует издать собрание хлебниковских сочинений: «‹...› вещи напечатанные, вещи еще не печатавшиеся, биографические материалы, статьи о творчестве. Редактора: Н.Н.Асеев и Г.И. Винокур» 10 . В феврале 1924 г. Винокур порвал с редакцией «Лефа» (см. его письмо О.М. Брику от 21.11 [1924]) 11 . Острым разочарованием в «формализме» и футуризме продиктованы многие положения тогдашней статьи о Хлебникове, понятом как «знамя», как «партийный лозунг» левой эстетики: теоретической (Опояз) и практической (Леф). На протяжении статьи Винокур попеременно выступает то как...
    5. Условные сокращения (в примечаниях к собранию сочинений 1986 года)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: М. [Каховка], изд. "Гилея", 1913. ДП 1972 — День поэзии 1972. М., "Сов. писатель", 1972. ДП 1975 — День поэзии 1975. М., "Сов. писатель", 1975. ДС, 1 — 3 — Хлебников В. Отрывок из "Досок судьбы", листы 1 — 3. М., 1922 — 1923. ЗК — Записная книжка Велимира Хлебникова. М., изд. Всерос. союза поэтов, 1925. Изб.— Хлебников В. Изборник стихов. 1907 — 1914 гг. Пг., изд. "ЕУЫ", 1914 (2-я часть кн.— литограф. изд.). Мирсконца — Крученых А. и Хлебников В. Мирсконца. М., изд. Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1912 (литограф. изд.). MK — Молоко кобылиц. М., [Херсон], изд. "Гилея", 1914. MM — Московские мастера. М., 1916. Настоящее — Хлебников В. "Настоящее". Поэма. Альвэк. Стихи. Силлов. Библиография. М., изд. В. В. Хлебниковой, 1926. НХ — Неизданный Хлебников, вып. 1 — ХХХ, М., изд. "Группы друзей Хлебникова", 1928 — 1933 (стеклограф. изд.). ОшСм — Хлебников В. Ошибка Смерти. М. [Харьков], изд. "Лирень", 1917. ПОВ — Пощечина общественному вкусу. М., изд. Г, Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1913, Ряв! — Хлебников В. Ряв! Перчатки. 1908 — 1914 гг. СПб., изд. "ЕУЫ", 1914. Садок I — Садок судей, [I]. СПб., изд. "Журавль", 1910. Садок II — Садок судей, II. СПб., изд. "Журавль", 1913. СО — Студия...
    6. "Война в мышеловке"
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    Часть текста: Это не люди, не боги, не жизни, Ведь в треугольниках — сумрак души! Это над людом в сумрачной тризне Теней и углов Пифагора ковши. Чугунная дева вязала чулок Устало, упорно. Широкий чугун Сейчас полетит, и мертвый стрелок Завянет, хотя был красивый и юн. Какие люди, какие масти В колоде слухов, дань молве! Врачей зубных у моря снасти И зубы коренные, но с башнями «Бувэ»! И старец пены, мутный взором, Из кружки пива выползая, Грозит судьбою и позором, Из белой пены вылезая. <3> Малявина красивицы, в венке цветов Коровина, Поймали небоптицу. Хлопочут так и сяк. Небесная телега набила им оскомину. Им неприятен немец, упитанный толстяк. И как земно и как знакомо И то, что некоторые живы, И то, что мышь на грани тома, Что к ворону По — ворон Калки ленивый! <4> Как! И я, верх неги, Я, оскорбленный за людей, что они такие, Я, вскормленный лучшими зорями России, Я, повитой лучшими свистами птиц, — Свидетели: вы, лебеди, дрозды и журавли! — Во сне провлекший свои дни, Я тоже возьму ружье (оно большое и глупое, Тяжелее почерка) И буду шагать по дороге, Отбивая в сутки 365x317 ударов — ровно. И устрою из черепа брызги, И забуду о милом государстве 22-летних, Свободном от глупости возрастов старших, Отцов семейства (обшественные пороки возрастов старших). Я, написавший столько песен, Что их хватит на мост до серебряного месяца. Нет! Нет! Волшебницы дар есть у меня, сестры небоглазой. С ним я распутаю нить человечества, Не проигравшего глупо Вещих эллинов грез, Хотя мы летаем. Я ж негодую на то, что слова нет у меня, Чтобы воспеть мне изменившую Избранницу сердца. Ныне в плену я у старцев злобных, Хотя я лишь кролик пугливый и дикий, А не король государства времен, Как зовут меня люди: Шаг небольшой, только «ик», И упавшее «о», кольцо золотое, Что катится...
    7. "Неголи легких дум..."
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: легких дум..." * * * (Нега - неголь...) Неголи легких дум Лодки направили к легкому свету. Бегали легкости в шум, Небыли нету и нету. В тумане грезобы Восстали грезоги В туманных тревогах Восстали чертоги. В соногах-мечтогах Почил он, почему у черты. В чертогах-грезогах Почил он, почему у мечты. Волноба волхвобного вира, Звеиоба немобного яра, Ты все удалила, ты все умилила О тайная сила, О кровная мара. В яробе немоты Играли и журчали Двузвонкие мечты Будутные печали. Хитрая нега молчания, Литая в брегах звучания. - Птица без древа звучание, - О взметни свои грустилья, Дай нам на небо взойти, Чтобы старые постылья Мы забыли, я и ты! Веязь сил молодых, Веязь диких бледных сил, Уносил в сон младых, В сон безмерно голубых... За осокой грезных лет Бегут струи любины Помнит, помнит человек Ковы милой старины. Знает властно-легкий плен. Знает чары легких мен, Знает цену вечных цен. Поюнности рыдальных склонов, Знаюнности сияльных звонов В венок скрутились, И жалом многожалым Чело страдальное овили. И в бездумном играньи играний Расплескались яри бываний! Нежец тайвостей туч, Я в сверкайностях туч. Пролетаю, летаю, лечу. Улетаю, летаю, лечу. В умирайнах тихих тайн Слышен голос новых майн. Я звучу, Я звучу... Сонно-мнимой грезы неголь, Я - узывностынь мечты. Льется, льется пленность брегов, Вьются дети красоты. Сумная умность речей Зыбко колышет ручей Навий налет на ручей - Роняет, - Ручей белых нежных слов, Что играет Без сомнения, без оков. - О яд ненаших мчаний в поюнность высоты И бешенство бываний в страдалях немоты В думком мареве о боге Я летел в удел зари... Обгоняли огнебоги, Обгоняли жарири. Обожелые глаза! Омирелые власа! Овселеннелая рука! Орел сумеречных крыл Землю вечером покрыл. "Вечер сечи ведьм зари", Прокричали жарири. Мы уселись...
    8. Красицкий С.Р.: Велимир Хлебников
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: вкусу", увидевшего свет в декабре 1912 года. А в одноименной листовке, вышедшей вслед за сборником, соратники по футуризму объявили Хлебникова "гением - великим поэтом современности", который несет "Возрождение Русской Литературы" {1}. В предисловии к "Творениям" Хлебникова, вышедшим в 1914 году, В. Каменский писал: "Хлебников - это примечательнейшая личность, доходящая в своем скромном, каком-то нездешнем уединении, до легендарной святости, своей гениальной непосредственностью сумел так просто, так убедительно строго пересоздать всю русскую поэзию во имя современного искусства" {2}. Культ Хлебникова, провозглашенный футуристами, был рассчитан на утверждение футуризма в целом. Сам Хлебников по свойствам натуры не был приспособлен для участия в шумном футуристическом движении: он не умел выступать перед массовой аудиторией и участвовать в публичной полемике, мало заботился об издании своих произведений. Предельная непрактичность и самоуглубленность, органическая неспособность к пребыванию на одном месте и постоянные, внешне бессистемные, перемещения по стране делали невозможным стабильное взаимодействие ...
    9. Слинина Э.В.: Тема природы в поэзии В.Хлебникова и Н.Заболоцкого
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    Часть текста: научную утопию, непосредственно в стиле — архаические элементы XVIII века и нечто детское, инфантильное в передаче мысли, странную по новизне и неожиданности поэтическую этимологию и многое другое. Об этих сложных явлениях мировоззрения и стиля Хлебникова написаны многие статьи и книги. Для Хлебникова, по определению М. Гофмана, поэта-рационалиста, строгий, устойчивый комплекс рационалистических представлений о сущности бытия, о будущем человечества, о способах познания человеком самого себя и природы — был естественен. В то же время Хлебникова почти сразу же назвали «визионером». У такого поэта, как Хлебников, для каждого поэтического факта система — лишь основание, на котором вырастают стихи, родственные стихии. В письме А. Крученых от 31 августа 1913 г. он пишет: «Мое мнение о стихах сводится к напоминанию о родство стиха и стихии». Неповторимо острое столкновение интуитивного, «стихии» и рационалистической системы создало необычную поэзию Хлебникова. Разумеется, для поэзии XX века самое значительное у Хлебникова — не столько его теоретические...
    10. "Ошибка Смерти"
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: нежит. Ударим, ударим опять в черепа, Безмясая пьяниц толпа. Там, где вилось много вервий Нежных около висков, Пусть поют отныне черви Песней тонких голосков. Мой череп по шов теменной Расколется пусть скорлупой, Как друга стакан именной, Подымется мертвой толпой. Жив ли ты, труп ли ты, пой-ка! Да славится наша попойка, Пусть славится наша пирушка, Где череп веселых — игрушка, И между пирушки старушка, И с пьяною рожей старец веселья, Закутан рогожей, — он князь новоселья! Все, от слез до медуницы, Все земное будет «бя». Корень из нет-единицы Волим вынуть из себя. Довольно! (Останавливает круг.) 12 гостей. Теперь что делать, Барышня Смерть? Барышня Смерть Ты часы? Мы часы! Нет, не знаешь ни аза. Кверху копьями усы, И закрой навек глаза! Там, где месяц над кровлей повис, Стрелку сердца на полночь поставь И скажи: остановись! Все земное — грезь и явь. В старинном сипе Ночных дверей Погибни, выпей, Умри скорей. 424 Как бусы ниток, Виденья дней Рассыпь, нишкни так, И стань бледней. Бледней и шатайся... Окончим бал Смерти, господа! Я устала. Я сяду. Мы летели, мы дышали, И на теле эти шали, Точно птицы, пав на снег, Подымая нас на смех, Знали, есть обед из нег. Вот. Тот мот, — Кто-то, что лучше За гробом чарующей тучи. (Берет соломинку и пьет вишневый сок из стеклянного стакана.) 12 гостей делают то же. Длинный стол, крытый белым. В стаканах красное, темное. ПИР Барышня Смерть. (сосет красную сладкую воду; в губах ее соломинка золотистая, узкая). Мне дайте голову Олега, — мой милый, храбрый мальчик (пьет и задумывается). Эй! Дайте лед! У некоторых черепов черные губы. (Зевает). Эй! Белые чары! К ужину, господа! (Медленно встает и уходит в...