• Приглашаем посетить наш сайт
    Херасков (heraskov.lit-info.ru)
  • Cлово "ТЕОРИЯ"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  

    Варианты слова: ТЕОРИИ, ТЕОРИЮ, ТЕОРИЙ, ТЕОРИЕЙ

    1. Кузьменко В.П.: "Основной закон времени" Хлебникова
    Входимость: 29. Размер: 69кб.
    2. Кузьменко В.П.: Исследование динамики социально-экономических циклов
    Входимость: 27. Размер: 43кб.
    3. Кузьменко В.П.: Коэволюция природы и общества и прогнозирование циклов социоэкогенеза в исторической динамике России
    Входимость: 19. Размер: 40кб.
    4. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 7.
    Входимость: 15. Размер: 34кб.
    5. Кедров К.А.: Вселенная Велимира Хлебникова
    Входимость: 10. Размер: 53кб.
    6. Марков Владимир: О Хлебникове (попытка апологии и сопротивления)
    Входимость: 10. Размер: 94кб.
    7. Аверьянов В.В.: В.В.Хлебников. Традиционализм в авангарде (вариант 2)
    Входимость: 10. Размер: 133кб.
    8. Лившиц Б.К.: Полутораглазый стрелец. Глава 7.
    Входимость: 9. Размер: 70кб.
    9. Винокур Г.О., Шапир М.И.: Язык вне времени и пространства
    Входимость: 7. Размер: 81кб.
    10. Кедров К.А.: Формула бессмертия Велимира Хлебникова
    Входимость: 7. Размер: 12кб.
    11. Кузьменко В.П.: Открытие физической сущности мнимости
    Входимость: 7. Размер: 51кб.
    12. Чеников И.В.: "Основной закон времени" Хлебникова в системе ритмов мироздания
    Входимость: 7. Размер: 21кб.
    13. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 3.
    Входимость: 6. Размер: 20кб.
    14. Рюрик Ивнев: Хлебников в Петербурге и Астрахани
    Входимость: 6. Размер: 18кб.
    15. Лившиц Б.К.: Полутораглазый стрелец. Глава 2.
    Входимость: 6. Размер: 46кб.
    16. Аверьянов В.В.: В.В.Хлебников. Традиционализм в авангарде (вариант 1)
    Входимость: 5. Размер: 47кб.
    17. Владимирский Б.М.: Хронос и часы (с комментарием В. Молотилова)
    Входимость: 5. Размер: 48кб.
    18. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 4.
    Входимость: 4. Размер: 26кб.
    19. Кедров К.А.: Новая семантика (обэриуты и Хлебников)
    Входимость: 4. Размер: 29кб.
    20. Чеников И.В.: Хромосемантика бессознательного
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    21. Лившиц Б.К.: Полутораглазый стрелец. Глава 6.
    Входимость: 3. Размер: 59кб.
    22. Щетников А.И.: К вопросу о датировке некоторых ранних прозаических сочинений Хлебникова
    Входимость: 3. Размер: 53кб.
    23. Тяпков С.И.: Хлебников Велимир: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    24. Тынянов Ю.Н.: O Хлебникове
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    25. Нагибин Ю.М.: О Хлебникове
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    26. Дуганов Р.В.: Замысел «Бани» Маяковского
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    27. Андриевский А.Н.: Мои ночные беседы с Хлебниковым
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    28. Лившиц Б.К.: Полутораглазый стрелец. Глава 9.
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    29. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 2.
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    30. Данилевский А.А.: Велимир Хлебников в "Крестовых сёстрах" А.М. Ремизова
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    31. Лившиц Б.К.: Полутораглазый стрелец. Глава 3.
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    32. Кедров К.А.: Влияние «Воображаемой геометрии»
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    33. Козлов Д.: Новое о Велимире Хлебникове
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    34. Лившиц Б.К.: Полутораглазый стрелец
    Входимость: 2. Размер: 68кб.
    35. Перцов В.О.: Современники
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    36. Лекомцева М.И.: Интертекстуальные особенности стихотворения «Бобэоби» Хлебникова
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    37. Голованов В.Я.: Хлебников и птицы
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    38. Лившиц Б.К.: Полутораглазый стрелец. Глава 8.
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    39. Лившиц Б.К.: Полутораглазый стрелец. Глава 4.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    40. Синякова Мария: Из воспоминаний
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    41. "Война в мышеловке"
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    42. Бермант Ю.: Поэт и чекисты
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    43. "Дети выдры". Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    44. "Наша основа"
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    45. Лейтес Александр: Хлебников - каким он был
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    46. Березарк И.: Встречи с Хлебниковым
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    47. Силагадзе З.К: Космогония иноходца с Велимиром Хлебниковым
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    48. "Зангези". Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    49. Петровский Д.: Воспоминания о Велимире Хлебникове
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    50. Урбан Адольф: Мечтатель и трибун (о Хлебникове и Маяковском)
    Входимость: 1. Размер: 55кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кузьменко В.П.: "Основной закон времени" Хлебникова
    Входимость: 29. Размер: 69кб.
    Часть текста: истории, в основе которой лежало представление о цикличности временного развития вселенной и человечества, В. И. Струнин, скорее по инерции мышления, характерной для многих упоминающих о «Досках судьбы» (далее — ДС ), утверждает: «Нет необходимости доказывать утопичность устремлений Хлебникова». Но почему же? Разве кто-нибудь уже доказал общую неправомерность «представлений о цикличности»? И разве родственные по духу идеи А. Л. Чижевского, признанные теперь с таким запозданием, отвергались с порога не с той же убежденностью в отсутствии «необходимости доказывать»? 2 . Практически игнорируя аргументацию таких авторитетов, как Вяч. Вс. Иванов и В. П. Григорьев, публикуя к юбилею Хлебникова, впервые на его родине после смерти поэта, фрагменты ДС, в предисловии к ним Е. Р. Арензон повторил сомнительную оценку хлебниковского мировоззрения: «Утопичность самой идеи найти, и выразить в безусловной числовой конкретности, непреложно и якобы циклично повторяющийся ход мировых событий для нас очевидна» 3 . Впрочем, такая точка зрения вполне отвечала застоявшимся догмам советской науки, неочевидность которых сегодня очень даже очевидна. С этой оценкой перекликается сделанный одновременно с ней вывод другого исследователя творчества Хлебникова Р. В. Дуганова: «Однако сомнительным и трудным в хлебниковской философии природы было то, что искал он не косвенные, не опосредованные, а прямые связи между природой, обществом и человеком, стремясь понять и человека, и общество как космос и построить, так сказать, космологию человека и космологию общества, включенные в общую космологию мира. «Язык человека, строение мяса его тела, очередь поколений, стихии войн, строение толп, решетка множества его дел, самое пространство, где он живет, чередование суши и морей — все подчиняется одному и тому же колебательному закону», — писал Хлебников в заметках 1920 г., — а потому каждая наука — «грамматика, физиология, история,...
    2. Кузьменко В.П.: Исследование динамики социально-экономических циклов
    Входимость: 27. Размер: 43кб.
    Часть текста: первые экономические циклы, связанные с возобновлением активной части основного капитала, открыл физик по специальности Жюгляр, который определил их длину в 7-11 лет, то есть в среднем 9 лет. Как раз такой интервал наблюдался в последние 30 лет ХХ века в среднесрочных циклах производства мировых объемов валового продукта, минимальные темпы роста которого припадали на кризисные годы — 1973, 1982, 1991 гг. Таким образом, в конце ХІХ столетия сложилось мнение о существовании в экономической науке единого “промышленного” или “делового” цикла длиной в 7-11 (8-10) лет, который со ссылкой на авторство Жюгляра был детально описан и всесторонне проанализирован в «Капитале» Карла Маркса, благодаря чему он широко вошел в проблематику мировой экономической теории и практики. В это же время выдающийся украинский ученый и, по определению другого выдающегося экономиста Йозефа Шумпетера, “самый лучший славянский экономист” Михаил Туган-Барановский первым в мире разработал учение о закономерности цикличности экономической динамики, связанной с периодичностью промышленных кризисов, как фактора, который влияет на изменения в народной жизни. В 1894 г. вышла в свет его книга «Промышленные кризы в современной Англии, их причины и самые близкие влияния на народную жизнь» [1]. Она вызвала бурную дискуссию среди широкого круга ученых — специалистов не только экономической науки, но и других общественных дисциплин и ...
    3. Кузьменко В.П.: Коэволюция природы и общества и прогнозирование циклов социоэкогенеза в исторической динамике России
    Входимость: 19. Размер: 40кб.
    Часть текста: учеными: математиком и философом — бергсонианцем Е. Леруа и геологом — палеонтологом и религиозным философом Тейяр де Шарденом в 1927 г., после чтения им лекций в Сорбонне в Париже в 1922 — 1923 гг. 1 . Спустя 60 лет в хлебниковедении было высказано мнение, что понятие ноосферы русский поэт Велимир Хлебников пытался ввести еще в 1904 г., найдя для него славянский неологизм “мыслезём” 2 . Конечно, 19-летний поэт для создания теории ноосферы не располагал соответствующими научными открытиями, сделанными Вернадским к началу 20-х годов, но само ее появление в будущем, очевидно, предчувствовал. Велимир Хлебников обладал поразительной интуицией в оценке будущего и, видимо, не случайно называл себя будетлянином. Глубокое знание последних достижений науки позволяло ему давать довольно точные прогнозы будущих открытий тайн Мироздания. ‹...› В «Досках судьбы» — итоговой книге исследователя “арифметики народов”, призывавшего к созданию “алгебры народов”, мы находим обобщение открытого им “основного закона времени”, представленного в форме блестящих поэтических метафор: “Как кажется, вселенная грубо сделана топором возведения в степень и если мы будем располагать живые числа в виде степеней наименьших трех чисел, мы увидим, что лучи власти окружают высоко стоящие числа, скрепы у потолка степени. Отсюда сияние лучей власти. По мере спуска от потолка скрепы к ее полу, они утрачивают знаки власти и из “образов бога” делаются лучиной для самовара. Но тайны игры степеней известны очень мало; это нетронутая земля. Изучая снова, мы увидим, что законы вселенной и законы счета совпадают” 3 . В последней фразе Хлебников говорит о гармонизации процесса эволюции Вселенной, которая осуществляется в соответствии с определенными математическими законами, сегодня далеко еще не познанными человечеством. Так, в дополнение к “пифагорейской музыке...
    4. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 7.
    Входимость: 15. Размер: 34кб.
    Часть текста: Хлебников целиком и безоговорочно встал на сторону Октябрьской революции. Революция оплодотворила творчество Хлебникова не только расширением круга тем, но и перестроив его поэтическое зрение, дав ему возможность показать в своем творчестве колоссальные исторические сдвиги, пафос борьбы за новый общественный строй. От прежней национальной ограниченности Хлебников пришел к тому «космизму», который, при всей своей утопичности, выражал идею интернациональной солидарности, выдвинутую Октябрьской революцией. Уже в «Ночи в окопе» Хлебников приветствует «международника могучую волну», а в «Ладомире» рисует будущее человечества в духе утопического социализма. Внутренняя правдивость, с которой подошел Хлебников к показу революции, позволила ему создать такие значительные эпические полотна, как «Ночь в окопе», «Ладомир», «Ночь перед Советами», «Прачка», «Настоящее», передающие, хотя и в одностороннем и субъективно «гуманистическом» аспекте, грандиозный размах революции. В своем восприятии и понимании революции Хлебников в значительной мере отражал настроения мелкобуржуазных крестьянских слоев, принимавших участие в гражданской войне на стороне революции. Тема «разиновщины» делается поэтому ведущей темой за последние годы творчества Хлебникова: «Разин» (1920), «Уструг Разина» (1922), и «Разин» («Две Троицы», 1921). Разин становится для Хлебникова символом революции, означая его понимание революции как народного мятежа, крестьянского восстания: И Разина глухое «слышу» Подымется со дна холмов; Как знамя красное взойдет на крыши И поведет войска умов. («Уструг Разина») Революция воспринималась Хлебниковым как возмездие прогнившему, «старому миру», как восстание бедноты, уничтожающее бар и богатеев. Хлебников с самого начала признает...
    5. Кедров К.А.: Вселенная Велимира Хлебникова
    Входимость: 10. Размер: 53кб.
    Часть текста: тем находились и находятся даже теперь геометры и философы, которые сомневаются в том, чтобы вся вселенная или, еще обширнее, — все бытие было создано лишь по евклидовой геометрии, осмеливаются даже мечтать, что две параллельные линии, которые, по Евклиду, ни за что не могут сойтись на земле, может быть, и сошлись бы где-нибудь в бесконечности. Я, голубчик, решил так, что если даже этого не понять, то где же мне про Бога понять. Я смиренно соединяюсь, что у меня нет никаких способностей разрешать такие вопросы, у меня ум евклидовский, земной, а потому где мам решать о том, Что не от мира сего. Пусть даже параллельные линии сойдутся и я это сам увижу; увижу, что сошлись, и все-таки не приму". Позиция В. Хлебникова совершенно иная, антикарамазовская. Вслед за Достоевским он пристально всматривался в ту отдаленную, а может быть, и очень близкую точку вселенной, где параллельные прямые, образно говоря, "пересекаются в бесконечности". После открытий Минковского и Эйнштейна "воображаемая геометрия" оказалась физической и космической реальностью. К ней устремились взоры многих писателей и поэтов XX века. "Я — Разин со знаменем...

    © 2000- NIV