• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой (tolstoy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1999"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Винокур Г.О., Шапир М.И.: Язык вне времени и пространства
    Входимость: 2. Размер: 81кб.
    2. Чеников И.В.: Хромосемантика бессознательного
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    3. Кузьменко В.П.: Открытие физической сущности мнимости
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    4. Лекомцева М.И.: Интертекстуальные особенности стихотворения «Бобэоби» Хлебникова
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    5. Кузьменко В.П.: Коэволюция природы и общества и прогнозирование циклов социоэкогенеза в исторической динамике России
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    6. Силагадзе З.К: Космогония иноходца с Велимиром Хлебниковым
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    7. Голованов В.Я.: Хлебников и птицы
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    8. Чеников И.В.: "Основной закон времени" Хлебникова в системе ритмов мироздания
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    9. Синякова Мария: Из воспоминаний
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Винокур Г.О., Шапир М.И.: Язык вне времени и пространства
    Входимость: 2. Размер: 81кб.
    Часть текста: Г.О. Винокур о лингвистической утопии Хлебникова Вступительная статья М.И. Шапира К творчеству Хлебникова Г.О. Винокур обращался на протяжении всей своей авторской жизни: в рецензии на сборник «Лирень» (1921) 1 , в статье «Футуристы — строители языка» (1923) 2 , вошедшей в существенно переработанном виде в оба издания книги «Культура языка» (1925, 1929; глава «Речевая практика футуристов») 3 , в монографии о Маяковском (1943) 4 и, главное, в двух специальных эссе, одно из которых увидело свет в 1924 г. 5 , а другое—только в начале 1991-го 6 . За четверть века (1921— 1945) критическую оценку Хлебникова Винокур не изменил: он всегда считал его «человеком, наделенным несомненными признаками поэтической гениальности» 7 , поэтом «исключительного дарования и исключительной судьбы» 8 , но к стихам его относился очень избирательно, принимая лишь те из них, где ему виделась «подлинная, благородная и возвышенная простота» 9 . В то же время филологическая интерпретация поэтического языка Хлебникова претерпела у Винокура существенную эволюцию, требующую внимательного анализа и осмысления. 1 Первое эссе о Хлебникове Винокур написал во второй половине 1924 г. Отчасти оно явилось результатом его работы над подготовкой к печати произведений Хлебникова. Еще в марте 1923 г. «Леф» сообщал, что планирует издать собрание хлебниковских сочинений: «‹...› вещи напечатанные, вещи еще не печатавшиеся, биографические материалы, статьи о творчестве. Редактора: Н.Н.Асеев и Г.И. Винокур» 10 . В феврале 1924 г. Винокур порвал с редакцией «Лефа» (см. его письмо О.М. Брику от 21.11 [1924]) 11 . Острым разочарованием в «формализме» и футуризме продиктованы многие положения тогдашней статьи о Хлебникове, понятом как «знамя», как...
    2. Чеников И.В.: Хромосемантика бессознательного
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    Часть текста: бессознательного Чеников И.В. В настоящее время теоретически никто не отрицает принцип Единства Мира. В соответствии с представлениями, восходящими к древности, считается, что в мире существует особый космический ритм, микроструктура которого содержит некую фундаментально значимую структурную информацию, являющуюся основой поддержания всеобщего космического порядка. Это своего рода звучание космического камертона, на который настраивается все сущее, благодаря чему и поддерживается единство Мироздания. Ранее было высказано предположение, что в качестве такого камертона можно рассматривать основной элемент Вселенной водород, спектры испускания которого дают начало, в частности, основным земным ритмическим руслам: красному, синему [1]. Третье русло — желтое — задается линейчатым спектром гелия, образующегося из водорода. Каждое русло включает, по-видимому, не более 118 длин волн, считая от характеристической в видимой части оптического спектра, в соответствии с октавным...
    3. Кузьменко В.П.: Открытие физической сущности мнимости
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    Часть текста: исканий пришел к аналогичным выводам. Это подтверждается временнóй синхронизацией и региональными отличиями их появления у вечного странника Велимира Хлебникова, местом мысленного пребывания которого был весь Земной шар, в Московском ареале Андрея Белого в широком смысле его территории, включающей в себя и Сергиев посад — место пребывания в Троице-Сергиевой лавре в сане Отца Павла Флоренского. Кстати, 317 Председателей Земного шара по предложению Хлебникова должны были составить Мировое правительство, к идее которого человечество вернулось через столетие. Феномен одновременного открытия одного и того же явления в науке широко известен. Например, определение маржинальной сущности экономики, ее предельной эффективности производства и предельных потребностей в потреблении, в одном и том же 1871 г. было сделано независимо друг от друга тремя учеными: австрийским — Карлом Менгером, английским — Уильямом Джевонсом и французским — Леоном Вальрасом. Кстати, теория маржинализма была запрещена в СССР, поскольку ее не...
    4. Лекомцева М.И.: Интертекстуальные особенности стихотворения «Бобэоби» Хлебникова
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    Часть текста: (1911) или «Бобэоби» (‹1908 — 1909›(?)) своим появлением засвидетельствовало существенный разрыв в русской поэтической традиции. Ведущий арбитр и активный участник литературного процесса этого времени В. Я. Брюсов оценил это как “бессмысленные сочетания звуков”, что подтвердило трудность интерпретации этого стихотворения и продолжения "диалога текстов" в возникшей ситуации 2 . Однако при первом же взгляде на это стихотворение можно узнать "лицо": “губы”, “взоры”, “брови”, “облик” — почти стандартные, "общие места" представления "лица". Особенностью этих "черт лица" является здесь прежде всего то, что все они имеют один и тот же предикат — все они “пелись”. Обращает на себя внимание форма залога этого глагола: это может быть активно-возвратное действие ("губы" как субъект "пели себе") и пассивное ("губы" как объект "пелись = воспевались кем-то" — неопределенно-личным субъектом). Стоит отметить, что эта ситуация — быть субъектом или объектом — для "лица" здесь в целом остается амбивалентной, переходя из ситуации "или-или" в ситуацию "и-и". Само по себе "пение всего" возвращает нас к переживаниям, связанным, с одной стороны, с кругом смыслов Библейского «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150, 6) и "петь" как "воспевать, прославлять". Так, Песнь Моисея начинается cловами: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; .... Он Бог мой, и прославлю Его (Исх. 15, 1-2) 3 . Или в псалмах: Готово сердце мое, Боже, Готово сердце мое: Буду петь и славить (Пс. 56, 8). Воспойте Господу песнь новую; Восклицайте...
    5. Кузьменко В.П.: Коэволюция природы и общества и прогнозирование циклов социоэкогенеза в исторической динамике России
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    Часть текста: которому собственно и присущ эволюционный процесс, отсутствующий в косном веществе. Это открытие, по свидетельству самого ученого, было им сделано в годы гражданской войны на территории родины его родителей — Украины, соучредителем и первым президентом Академии наук которой он тогда был. Как отмечал сам Вернадский, название “ноосфера” было предложено ему французскими учеными: математиком и философом — бергсонианцем Е. Леруа и геологом — палеонтологом и религиозным философом Тейяр де Шарденом в 1927 г., после чтения им лекций в Сорбонне в Париже в 1922 — 1923 гг. 1 . Спустя 60 лет в хлебниковедении было высказано мнение, что понятие ноосферы русский поэт Велимир Хлебников пытался ввести еще в 1904 г., найдя для него славянский неологизм “мыслезём” 2 . Конечно, 19-летний поэт для создания теории ноосферы не располагал соответствующими научными открытиями, сделанными Вернадским к началу 20-х годов, но само ее появление в будущем, очевидно, предчувствовал. Велимир Хлебников обладал поразительной интуицией в оценке будущего и, видимо, не случайно называл себя будетлянином. Глубокое знание последних достижений науки позволяло ему давать довольно точные прогнозы будущих открытий тайн Мироздания. ‹...› В «Досках судьбы» — итоговой книге исследователя “арифметики народов”, призывавшего к созданию “алгебры народов”, мы находим обобщение открытого им “основного закона времени”, представленного в форме блестящих поэтических метафор: “Как кажется, вселенная грубо сделана топором возведения в степень и если мы будем располагать живые числа в виде степеней наименьших трех чисел, мы увидим, что лучи власти окружают...
    6. Силагадзе З.К: Космогония иноходца с Велимиром Хлебниковым
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: экспериментальный факт: брошенный вниз с башни камень падает у ее подножия. Если Земля вращается, говорил Птолемей, камень не сможет упасть у подножья башни, так как пока камень падает, башня, увлекаемая движением Земли, пройдет некоторое расстояние. Птолемей был прав насчет камня. Из-за силы Кориолиса камень действительно отклонится к востоку. Чего Птолемей не знал — так это малость эффекта. Со вращением Земли не все ясно даже сегодня 2 . Земля вращается не совсем стабильно, не всегда укладывается „в строчку слово”. Я не знаю, были ли моими бабушкой и дедом Обезьяны, так как я не знаю, хочется ли мне сладкого или кислого. Дарвин уверял, что точно знает насчет бабушки и дедушки. Многие поверили ему, но только не Хойл. Чтобы понять аргументы Хойла 3,4 , можно привести такую аналогию. Пусть у нас есть работающая компьютерная программа. Обезьяны копируют эту программу, допуская при этом ошибки с некоторой вероятностью (для реальной клетки вероятность ошибки при копировании очень маленькая). Можно ли таким образом получить другую работающую программу, довольно сильно отличающуюся от исходной? Промежуточные варианты, когда изменено всего лишь несколько букв, не жизнеспособны. Поэтому надо, чтобы одновременно, по ошибке, были изменены многие буквы так, как надо. Но вероятность такого события по оценкам Хойла так мала, что не хватит возраста Вселенной, чтобы оно произошло. У Хойла есть свой вариант решения проблемы 3,4 . Эволюция есть, но движущейся ее силой являются вирусы! Они содержат внутри себя готовые куски программ, и при заражении клетки эти куски встраиваются в генетическую программу клетки. Новые вирусы...
    7. Голованов В.Я.: Хлебников и птицы
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    Часть текста: вещи, понять которые невозможно, не разглядев некоторые весьма истонченные временем нити, связующие явления. В поисках таких взаимосвязей литературоведение вгрызается в текст и в контекст, этот текст порождающий. Степень расширения контекста неограниченна и зависит от желания и умения интерпретатора работать с косвенными биографическими, графологическими и другими специфическими свидетельствами, с бедными сведениями рудами или породой, содержащей иногда лишь пыль драгоценного знания о предмете исследования... Нечаянно контекстом оказался остров. Небольшой заповедный остров, со всех сторон охваченный медлительными мутными водами. Заросший по окоему ивами, шиповником и тамариксом, гребенщиком, внутри — тростником, жесткой как жесть травой, полынью, коноплей, вьюнками. Был исход осени. Днем в пещеристой сердцевине разваленных временем древних ив роились осы, радуясь последнему солнцу. Ночью, в час шепота ив, под холодными безмолвными звездами шелесты тростника и гулкие всплески сомов в черной воде казались шорохами и пульсациями космоса. Ночь, полная созвездий, Какой судьбы, каких известий Ты широко сияешь, книга? Свободы или ига? Какой прочесть мне должно жребий На полночью широком небе? Текст — стихотворение Хлебникова — проклюнулся сам собою из контекста, что показалось закономерным: остров принадлежал месту встречи Волги и Каспия-моря, которому “принадлежал” и Хлебников, по человеческой воле впадавший то в Неву, ...
    8. Чеников И.В.: "Основной закон времени" Хлебникова в системе ритмов мироздания
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: возрастания и затухания природных и общественных процессов совсем не нов. Он был известен уже древним цивилизациям, понимавшим его как ритмичность. Великий знаток античной философии и культуры А.Ф. Лосев пишет, что «ритм в понимании Платона как определенный порядок движения охватывает собой решительно всю действительность, начиная от человеческой жизни и кончая движением космоса в целом» 1 . Видный современный ученый Дж. Уитроу считает ритм первичным по отношению к категории времени: «... мы воспринимаем время не непосредственно, но только в виде конкретных последовательностей и ритмов... Время основано на ритмах, а не ритмы на времени» 2 . Мир имеет свои ритмы на всех уровнях его иерархической организации, подвергаясь периодическим колебаниям 3 . Ритм возникает там, где происходит борьба двух неуравновешивающих друг друга сил 4 . Ю.Н. Соколов считает понятия ритм и цикл идентичными 5 . С другой стороны, предлагается, напротив, понятия «цикл», «волна», «период» и «ритм» не смешивать 6 . Волной рекомендуется называть сумму бесконечных волн разных частот (гармоник). Свойство всех волн — перенос энергии без переноса вещества 7 . Циклы характеризуются повторяемостью, однотипностью механизмов, связей, форм проявления 8 . Цикл — это полная организационная эволюция структур, их спонтанное возникновение (самозарождение), относительно устойчивое существование (сохранение) и распад (переструктурирование). Но как соотносить друг с другом циклы разной протяженности: большие астрономические циклы, ритмы биологической и общественной жизни? Французский филолог-компаративист и специалист в области мифологии Жорж Дюмезиль предложил ввести понятие   большого времени , функция которого состоит в синхронизации космического времени со временем существования обществ и людей, живущих в них. Только при таком подходе есть возможность соотносить друг с другом циклы существенно различной протяженности 9 . Однако базовую математическую...
    9. Синякова Мария: Из воспоминаний
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: ученик Училища живописи, а с (Д. Д.) Бурлюком мы были еще раньше знакомы — по линии живописи (Уречин учился в Москве с Бурлюком). Зина жила тогда в Москве, а я просто к ней приехала, я училась в Харькове в Училище живописи. Потом я встретилась с Маяковский уже после встречи его с Бурлюком, когда они объявили себя футуристами. Бурлюк привел Маяковского к нам в дом, и тут я его узнала. Кроме того, интересно, что он познакомился также и с другой моей сестрой, но отдельно. В Петровском парке на лодке они катались. Там были Зина и Оксана. Но Зина была старше нас, а мы уже как девочки были возле Зины, и я думаю, она тут сыграла главную роль. Она вообще его интересовала. Мы тогда восприняли футуризм с восторгом. Когда Бурлюк к нам пришел, они уже были футуристами. Оксана еще не была замужем за Асеевым, но Николай Николаевич вошел в нашу семью задолго до женитьбы, еще по Харькову. Мы прошли большую поэтическую школу именно из-за Николая Николаевича. У него уже были определенные левые вкусы. Так что когда появились футуристы, это совершилось для нас последовательно. В Москве мы не жили постоянно. В то время у нас бывал еще Игорь Терентьев (он писал пьесы), потом Гордеевы, Петников. Из художников бывал только Бурлюк. Познакомил с ним Уречин. Бурлюк был человек довольно лирический, все время читал стихи, и свои тоже стихи часто читал. Но это еще до Маяковского. Когда появился Маяковский, он больше читал стихи Маяковского и Хлебникова. Хлебников появился у нас позднее, когда Маяковский носил желтую кофту, тогда облик его вполне уже сформировался. Привел его Бурлюк, он всех футуристов ввел к нам. С Пастернаком мы познакомились гораздо раньше, и не по линии Бурлюка, а по линии Николая...