• Приглашаем посетить наш сайт
    Шолохов (sholohov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1980"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Кузьменко В.П.: "Основной закон времени" Хлебникова
    Входимость: 3. Размер: 69кб.
    2. "Ка"
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    3. Условные сокращения (в примечаниях к собранию сочинений 1986 года)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    4. "Астраханская Джиоконда"
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    5. ."В холопий город парус тянет..."
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    6. "Лебедия будущего"
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    7. "Самострел любви"
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    8. О стихах
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    9. "Открытие художественной галереи"
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    10. "Октябрь на Неве"
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    11. Две Троицы. Разин напротив
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    12. Аверьянов В.В.: В.В.Хлебников. Традиционализм в авангарде (вариант 2)
    Входимость: 1. Размер: 133кб.
    13. "Хаджи-Тархан"
    Входимость: 1. Размер: 13кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кузьменко В.П.: "Основной закон времени" Хлебникова
    Входимость: 3. Размер: 69кб.
    Часть текста: века, впервые обратил серьезное внимание на своеобразное понимание времени Велимиром Хлебниковым, которое в своей основе опиралось на последние научные достижения, в определенной мере даже опережая их. В 1983 г. В. П. Григорьев в монографии «Грамматика идиостиля. В. Хлебников» счел необходимым подвергнуть сомнению устоявшийся за 60 лет после смерти поэта отечественный взгляд на утопичность и лженаучность его исканий, высказанный, в частности, в 1977 г. В. И. Струниным. Так, говоря о том, что Хлебников стремился создать математизированную философию истории, в основе которой лежало представление о цикличности временного развития вселенной и человечества, В. И. Струнин, скорее по инерции мышления, характерной для многих упоминающих о «Досках судьбы» (далее — ДС ), утверждает: «Нет необходимости доказывать утопичность устремлений Хлебникова». Но почему же? Разве кто-нибудь уже доказал общую неправомерность «представлений о цикличности»? И разве родственные по духу идеи А. Л. Чижевского, признанные теперь с таким запозданием, отвергались с порога не с той же убежденностью в отсутствии «необходимости доказывать»? 2 . Практически игнорируя аргументацию таких авторитетов, как Вяч. Вс. Иванов и В. П. Григорьев, публикуя к юбилею Хлебникова, впервые на его родине после смерти поэта, фрагменты ДС, в предисловии к ним Е. Р. Арензон повторил сомнительную оценку хлебниковского мировоззрения: «Утопичность самой идеи найти, и выразить в безусловной числовой конкретности, непреложно и якобы циклично повторяющийся ход мировых событий для нас очевидна» 3 . Впрочем, такая точка зрения вполне отвечала застоявшимся догмам советской науки, неочевидность которых сегодня очень даже очевидна. С этой оценкой перекликается сделанный одновременно с...
    2. "Ка"
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    Часть текста: душу на Ка, Ху и Ба. Ху и Ба — слава, добрая или худая, о человеке. А Ка — это тень души, ее двойник, посланник при тех людях, что снятся храпящему господину. Ему нет застав во времени; Ка ходит из снов в сны, пересекает время и достигает бронзы (бронзы времен). В столетиях располагается удобно, как в качалке. Не так ли и сознание соединяет времена Вместе, как кресло и стулья гостиной. Ка был боек, миловиден, смугол, нежен; большие чахоточные глаза византийского бога и брови, точно сделанные из одних узких точек, были у него на лице египтянина. Решительно, мы или дикари рядом с Маср, или же он приставил к душе вещи нужные и удобные, но посторонние. Теперь кто я. Я живу в городе, где пишут «бЬсплатныя купальни», где городская управа зовет Граждан помогать войнам, а не воинам, где хитрые дикарисмотрят осторожными глазами, где лазают по деревьям с помощью кролиководства. Там черноглазая, с серебряным огнем, дикарка проходит в умершей цапле, за которой уже охотится на том свете хитрый мертвый дикарь с копьем в мертвой руке; на улицах пасутся стада тонкорунных людей, и нигде так не мечтается о Хреновском заводе кровного человеководства, как здесь. «Иначе человечество погибнет», — думается каждому. И я писал книгу о человеководстве, а кругом бродили стада тонкорунных людей. Я имею свой небольшой зверинец друзей, мне дорогих своей породистостью; я живу на третьей или...
    3. Условные сокращения (в примечаниях к собранию сочинений 1986 года)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: В. Бух лесиный. СПб., изд. "ЕУЫ", 1913 (литограф. изд.) . Вест. В. Хл., №№ 1, 2 — "Вестник Велимира Хлебникова", №№ 1, 2, М,, 1922 (литограф. изд.). "Временник", 1 — "Временник", 1, М. [Харьков], изд. "Лирень", 1917. "Временник", 2 — "Временник", 2, М. [Харьков], изд. "Лирень", 1917. "Временник", 4 — "Временник", 4, М., изд. "Василиск и Ольга", 1918. "Гроссбух" — ЦГАЛИ, ф. 527 (Хлебников), oп. 1, ед. хр. 64. ДЛ (1) — Дохлая луна. 1-е изд., М. [Каховка], изд. "Гилея", 1913. ДП 1972 — День поэзии 1972. М., "Сов. писатель", 1972. ДП 1975 — День поэзии 1975. М., "Сов. писатель", 1975. ДС, 1 — 3 — Хлебников В. Отрывок из "Досок судьбы", листы 1 — 3. М., 1922 — 1923. ЗК — Записная книжка Велимира Хлебникова. М., изд. Всерос. союза поэтов, 1925. Изб.— Хлебников В. Изборник стихов. 1907 — 1914 гг. Пг., изд. "ЕУЫ", 1914 (2-я часть кн.— литограф. изд.). Мирсконца — Крученых А. и Хлебников В....
    4. "Астраханская Джиоконда"
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: "Астраханская Джиоконда" АСТРАХАНСКАЯ ДЖИОКОНДА Вы видели, наверное, покрытые старым теплым золотом потемневшие холсты, от времени точно одетые шелковистой кожей, особым пухом, налетом золотой пыли. Вы видите руку великого художника, но подписи художника на картине нет. На родине старинной живописи, в Италии, родные города берегут такие холсты, как свой единственный глаз. Вы помните Джиоконду Леонардо да Винчи? Она была похищена каким-то своим безумным поклонником и после тысячи приключений все-таки вернулась в родной город, с великим торжеством. Города, столетиями хранившие старинное полотно, становятся для него лучшей рамой. Рама из городского населения, из живых людей, — чем она хуже деревянной? У Астрахани есть своя Джиоконда. Это — Мадонна кисти великого Леонардо да Винчи; никому не известная и затерянная, она входила в собрание Сапожниковых, потом была раскопана известным художником Бенуа и продана им в Эрмитаж за 100 тысяч руб<лей>. Просто и мило. Не может ли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани? Если — да, то бесценная эта картина должна быть водворена на свою вторую родину. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ, и взять из Астрахани Мадонну — не значит ли это отнять у бедного его последнюю овцу? Кстати, Астраханская художественная галерея находится на Кутуме, против д<ома> Лбова. Конец декабря 1918 Примечания 266. "Красный воин", 1918, № 87, 22 дек. (под псевдонимом "Bexa"). Перепеч.: ЛО 1980. Похищена... безумным поклонником — в 1911 г. портрет Моны Лизы ("Джоконды") Леонардо да Винчи был похищен итальянцем, якобы из патриотических чувств, в 1913 г. она была возвращена в Лувр. У Астрахани... своя Джиоконда — речь идет о картине Леонардо да Винчи "Мадонна с цветком" (т. наз. "Мадонна Бенуа"). Раскопана... художником Бенуа — архитектор Л. Н. Бенуа (1856 — 1928) был зятем купца-коллекционера А. П. Сапожникова, владельца картины. В 1913 г. было окончательно установлено, что она принадлежит кисти Леонардо да Винчи, и картина была приобретена Эрмитажем — см. Врангель Н. Н. "Мадонна Бенуа" Леонардо да Винчи. СПб., 1914; Бенуа А. Н. Мои воспоминания, кн. 1. М., 1980.
    5. ."В холопий город парус тянет..."
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: холопий город парус тянет..." В холопий город парус тянет. Чайкой вольницу обманет. Куда гнется — это тайна, Золотая судна райна. Всюду копья и ножи, Хлещут мокрые ужи. По корме смоленой стукать Не устанет медный укоть, На носу темнеет пушка, На затылках хлопцев смушки. Что задумалися, други, Иль челна слабы упруги? Видишь, сам взошел на мост, Чтоб читать приказы звезд. Догорят тем часом зори На смоле, на той кокоре. Кормщик, кормщик, видишь, пря В небе хлещется, и зря? Мчимтесь дальше на досчане! Мчимся, мчимся, станичане. Моря веслам иль узки? Мчитесь дальше, паузки! В нашей пре заморский лен, В наших веслах только клен. На купеческой беляне Браги груз несется пьяный; И красивые невольницы Наливают ковш повольницы. Голубели раньше льны, Собирала псковитянка, Теперь, бурны и сильны, Плещут, точно самобранка. <1915> Примечания 81. ЧП, с. 80; печ. по II, 220. Это стих.— одно из ранних обращений Хл. к образу Разина. См. перевертень "Разин" (I, 202), поэмы 211, 218 и 219, стих. 144, 145, 156, ДС, рассказ 247; Степанов 1975: 111 и Вроон 1980. Ср. лексику стих. "Море".   Райна (древнерус.) — рея.   Ужи — здесь: канаты, снасти. Укоть (древнерус.) — якорь. Упруги (спец.) ...
    6. "Лебедия будущего"
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: «живопись пальбой». Снарядами разноцветного дыма стреляли в разные точки неба. Например, глаза — вспышкой синего дыма, губы — выстрелом алого дыма, волосы — серебряного. Среди безоблачной синевы неба знакомое лицо, вдруг выступившее на небе, означало чествование населением своего вождя. Земледелие. Пахарь в облаках Весною можно было видеть, как два облакохода, ползая мухами по сонной щеке облаков, трудолюбиво боронили поля, вспахивая землю прикрепленными к ним боронами. Иногда небоходы скрывались. Когда туча скрывала их из виду, казалось, что борону везут трудолюбивые облака, запряженные в ярмо, как волы. Позднее неболеты пролетали как величественные лейки, спрятанные облаками, чтобы оросить пашню искусственным дождем и бросить оттуда целые потоки семян. Пахарь переселился в облака и сразу возделывал целые поля, земли всей задруги. Земли многих семей возделывались одним пахарем, закрытым весенними облаками. Пути сообщения. Искрописьма Подводная дорога со стеклянными стенами местами соединяла оба берега Волги. Степь еще более стала походить на море. Летом по бесконечной степи двигались сухопутные суда, бегая на колесах с помощью ветра и парусов. Грозоходы, коньки и парусные сани соединяли села. Каждый ловецкий поселок обзаводился своим полем для спуска воздушных челнов и своим приемником для лучистой беседы со всем земным шаром. Услышанные искровые голоса, поданные с...
    7. "Самострел любви"
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: "Самострел любви" САМОСТРЕЛ ЛЮБВИ Хотите ли вы Стать для меня род тетивы Из ваших кос крученых? На лук ресниц, в концах печеный, Меня стрелою нате, И я умчусь грозы пернатей. 25 января 1921 Примечания 127. Сб. "Стихи вокруг Крученых". Баку, 1921; НХ XVI, 1930, с. 16 (с примеч. Крученых); печ. по НП, 181 (с попр.). Первонач. с посвящ. "Н-вой" — вероятно, Ольге Петровне Недорезовой (1890 — 1980), художнице.
    8. О стихах
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: наибольшая власть над человеком, чары ворожбы, прямое влияние на судьбы человека. В них сосредоточена наибольшая чара. Им предписывается власть руководить добром и злом и управлять сердцем нежных. Молитвы многих народов написаны на языке, непонятном для молящихся. Разве индус понимает Веды? Старославянский язык непонятен русскому. Латинский — поляку и чеху. Но написанная на латинском языке молитва действует не менее сильно, чем вывеска. Таким образом, волшебная речь заговоров и заклинаний не хочет иметь своим судьей будничный рассудок. Ее странная мудрость разлагается на истины, заключенные в отдельных звуках: ш, м, в и т. д. Мы их пока не понимаем. Честно сознаемся. Но нет сомнения, что эти звуковые очереди — ряд проносящихся перед сумерками нашей души мировых истин. Если различать в душе правительство рассудка и бурный народ чувств, то заговоры и заумный язык есть обращение через голову правительства прямо к народу чувств, прямой клич к сумеркам души или высшая точка народовластия в жизни слова и рассудка, правовой прием, применяемый в редких случаях. С другой стороны, Софья Ковалевская обязана своим даром числа, как она сама указывает в своих воспоминаниях, тому, что стены ее детской спальни были оклеены своеобразными обоями — страницами из сочинений ее дяди по высшей алгебре. Надо сказать, что мир чисел наиболее заповедная область для женской половины человечества. Ковалевская одна из немногих смертных, вошедшая в этот мир. Мог ли понимать семилетний ребенок знаки...
    9. "Открытие художественной галереи"
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: рвалось навстречу нашего времени. И. Репин расписался в своем бессилии и особой дряблой слащавости, коснувшись темы «Прометея». Бенуа, как всегда, безличный и средний во всех отношениях, представлен видом вечернего Пекина. Нужно отметить увядающие «Розы» Сапунова и «Камни» Рериха. Нестерову принадлежит большая прекрасная вещь «За Волгой», полная красоты гордого молчаливого увядания. Другая его вещь «Видение отрока Варфоломея», где мальчик в лаптях, с пастушеским бичом и золотым сиянием кругом русых волос, очарованный стоит перед своим видением — пришедшим с того света старцем, опершимся на дерево призраком, в клобуке инока. Эта вещь — жемчужина всего собрания. Сурикову принадлежит голова стрельца, набросок к его «Стеньке Разину». Несколькими вещами представлен Серов с его «кровным», сильным мазком и Сомов, владелец утонченной кисти «горожанина». Теодорович-Карповской принадлежит одна прекрасная вещь. Великий Врубель представлен наброском к «Царевне-Лебеди». Врубель, этот Мицкевич живописи, в...
    10. "Октябрь на Неве"
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: для собак, судите его вашим судом судомоек — если хотите — за то, что оно вложило эти слова и дало эти гневные взоры. Виновник — оно». Правительство Земного Шара — такие-то». Этим воззванием был начат поэтический год, и с ним в руках два самозваных Председателя земного шара вечером садились на поезд Харьков — Москва, полные лучших надежд. Нашей задачей в Петрограде было удлинить список Председателей, открыв род охоты за подписями, и скоро в список вошли очень хорошо отнесшиеся члены китайского посольства Тинь-Э-Ли-и Янь-Юй-Кай, молодой абиссинец Али-Серар, писатели Евреинов, Зенкевич, Маяковский, Бурлюк, Кузмин, Каменский, Асеев, художники Малевич, Куфтин, Брик, Пастернак, Спасский, летчики Богородский, Г. Кузьмин, Михайлов, Муромцев, Зигмунд, Прокофьев, американцы — Крауфорд, Виллер и Девис, Синякова и многие другие. На празднике искусств 25 мая знамя Пред<седателей> з<емного> ш<ара>, впервые поднятое рукой человека, развевалось на передовом ...