• Приглашаем посетить наш сайт
    Есенин (esenin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1965"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Чеников И.В.: Хромосемантика бессознательного
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    2. Кузьменко В.П.: "Основной закон времени" Хлебникова
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    3. Березарк И.: Встречи с Хлебниковым
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    4. Рюрик Ивнев: Хлебников в Петербурге и Астрахани
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    5. Винокур Г.О., Шапир М.И.: Язык вне времени и пространства
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    6. Кузьменко В.П.: Коэволюция природы и общества и прогнозирование циклов социоэкогенеза в исторической динамике России
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    7. Неймаер Екатерина: О Велимире Хлебникове
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    8. "Перед закатом в Кисловодск..."
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Чеников И.В.: Хромосемантика бессознательного
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    Часть текста: характеристической в видимой части оптического спектра, в соответствии с октавным принципом — 2 n [2]. Интересно, что существенное различие между антропоидами и гоминидами — непосредственными предками Homo sapiens, использовавшими (уже в Терра Амата около 300 тыс. лет до н.э.) в символических целях охру, заключается в преобладающей роли синего (а не красного) цвета у антропоидов [3]. В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются уже три цвета — белый, черный и красный. Как подчеркивают различные исследователи, преобладание этих красок нельзя объяснить, например, легкостью их добычи. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д. Особая заслуга здесь принадлежит английскому этнографу В. Тэрнеру (1983), собравшему большой фактический материал по "цветовой классификации" у первобытных народов[4]. Все это не случайно, ибо все то, что называется живым на нашей планете, является открытыми сложными системами. Образование и функционирование их, как уже отмечалось, направляется и поддерживается информационно, а может быть и энергетически, из названных русел, берущих начало от спектров водорода и гелия. Часть этих ритмов находится в органолептических диапазонах. Таким образом, слух, зрение, обоняние, вкус,...
    2. Кузьменко В.П.: "Основной закон времени" Хлебникова
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    Часть текста: подвергнуть сомнению устоявшийся за 60 лет после смерти поэта отечественный взгляд на утопичность и лженаучность его исканий, высказанный, в частности, в 1977 г. В. И. Струниным. Так, говоря о том, что Хлебников стремился создать математизированную философию истории, в основе которой лежало представление о цикличности временного развития вселенной и человечества, В. И. Струнин, скорее по инерции мышления, характерной для многих упоминающих о «Досках судьбы» (далее — ДС ), утверждает: «Нет необходимости доказывать утопичность устремлений Хлебникова». Но почему же? Разве кто-нибудь уже доказал общую неправомерность «представлений о цикличности»? И разве родственные по духу идеи А. Л. Чижевского, признанные теперь с таким запозданием, отвергались с порога не с той же убежденностью в отсутствии «необходимости доказывать»? 2 . Практически игнорируя аргументацию таких авторитетов, как Вяч. Вс. Иванов и В. П. Григорьев, публикуя к юбилею Хлебникова, впервые на его родине после смерти поэта, фрагменты ДС, в предисловии к ним Е. Р. Арензон повторил сомнительную оценку хлебниковского мировоззрения: «Утопичность самой идеи найти, и выразить в безусловной...
    3. Березарк И.: Встречи с Хлебниковым
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: В последние годы жизни он походил на бродягу, считался бессеребренником, беззаботным, наивным: о личном благе об удобствах, о каком-то жизненном уюте он никогда не думал. Не помышлял он и о своей литературной славе, о поэтическом успехе. Так, часто он дарил случайным спутникам не только чудом оказавшиеся у него вещи и деньги, но и рукописи своих стихов. Вместе с тем не было в нем ничего жертвенного, аскетического. Он отлично понимал, что ведет жизнь странную, но порой подчеркивал, что такую жизнь он выбрал сознательно, по своему пониманию и разумению. И оттого он отвергал всяческую помощь и заботу. К людям он относился неизменно доброжелательно и ласково, но порой начинал злиться, протестовать, когда чувствовал, что кто-то стремится установить над ним опеку. Исключительно обаятелен был его внешний облик. Надолго запоминалась его замечательная улыбка и глаза особой, «хлебниковской» синевы. Людям он казался добрым, приветливым, милым, а то и почти блаженным. Когда он в своих странствованиях добрался до далекого Ирана, то там его называли «дервиш». Но Хлебников не был святым, не был подвижником. Мне кажется не очень правомерно и сравнение...
    4. Рюрик Ивнев: Хлебников в Петербурге и Астрахани
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: Концерты Собинова перекатываются волной по городу. Музыка Скрябина еще не на столбовой дороге классика, но уже начинает привлекать пристальное внимание тонких ценителей. Молодой грузчик Шаляпин во фраке и лайковых перчатках спокойно принимает шумные овации взыскательной публики столицы. Вагнер входит в Императорский Мариинский театр, как в собственный дом, заставляя партер брататься с галеркой. Всеволод Мейерхольд приоткрывает дверцы своего блестящего таланта. Александрийский театр впервые ставит пьесу Габриэлл Д'Аннуцио. Вернисаж Шагала кружит головы молодым художникам. Афиши Ходотова и Вильбкшевича пестрят на стенах и заборах. Входит в моду мелодекламация: Каменщик, каменщик в фартуке белом, Что ты там строишь, кому? Эй, не мешай нам, мы заняты делом, — Строим мы, строим тюрьму... — проносится по всем концертным залам, вызывая бурный восторг студенческой молодежи. И тут же вблизи, в другом концертном зале, другая публика восторженно слушает получтение-полупение «поэз» своего кумира Игоря Северянина: Градоначальница зевает, Облокотясь на пианино... Андрей Белый вознесен до небес небывалым успехом своего романа, в котором нарисован гениальный портрет Санкт-Петербурга. Футуристы в золотых ризах и желтых кофтах с зелеными галстуками атакуют твердыни символизма и акмеизма, в пылу сражения, разбившись на две враждующие друг с другом группы эго- и кубо. И вот на этом фоне появляется будущий председатель Земного Шара Велимир Хлебников, заранее уверенный в том, что Мировой Парламент единогласно...
    5. Винокур Г.О., Шапир М.И.: Язык вне времени и пространства
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    Часть текста: в монографии о Маяковском (1943) 4 и, главное, в двух специальных эссе, одно из которых увидело свет в 1924 г. 5 , а другое—только в начале 1991-го 6 . За четверть века (1921— 1945) критическую оценку Хлебникова Винокур не изменил: он всегда считал его «человеком, наделенным несомненными признаками поэтической гениальности» 7 , поэтом «исключительного дарования и исключительной судьбы» 8 , но к стихам его относился очень избирательно, принимая лишь те из них, где ему виделась «подлинная, благородная и возвышенная простота» 9 . В то же время филологическая интерпретация поэтического языка Хлебникова претерпела у Винокура существенную эволюцию, требующую внимательного анализа и осмысления. 1 Первое эссе о Хлебникове Винокур написал во второй половине 1924 г. Отчасти оно явилось результатом его работы над подготовкой к печати произведений Хлебникова. Еще в марте 1923 г. «Леф» сообщал, что планирует издать собрание хлебниковских сочинений: «‹...› вещи напечатанные, вещи еще не печатавшиеся, биографические материалы, статьи о творчестве. Редактора: Н.Н.Асеев и Г.И. Винокур» 10 . В феврале 1924 г. Винокур порвал с редакцией «Лефа» (см. его письмо О.М. Брику от 21.11 [1924]) 11 . Острым разочарованием в «формализме» и футуризме продиктованы многие положения тогдашней статьи о Хлебникове, понятом как «знамя», как «партийный лозунг» левой эстетики: теоретической (Опояз) и практической (Леф). На протяжении статьи...
    6. Кузьменко В.П.: Коэволюция природы и общества и прогнозирование циклов социоэкогенеза в исторической динамике России
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    Часть текста: после чтения им лекций в Сорбонне в Париже в 1922 — 1923 гг. 1 . Спустя 60 лет в хлебниковедении было высказано мнение, что понятие ноосферы русский поэт Велимир Хлебников пытался ввести еще в 1904 г., найдя для него славянский неологизм “мыслезём” 2 . Конечно, 19-летний поэт для создания теории ноосферы не располагал соответствующими научными открытиями, сделанными Вернадским к началу 20-х годов, но само ее появление в будущем, очевидно, предчувствовал. Велимир Хлебников обладал поразительной интуицией в оценке будущего и, видимо, не случайно называл себя будетлянином. Глубокое знание последних достижений науки позволяло ему давать довольно точные прогнозы будущих открытий тайн Мироздания. ‹...› В «Досках судьбы» — итоговой книге исследователя “арифметики народов”, призывавшего к созданию “алгебры народов”, мы находим обобщение открытого им “основного закона времени”, представленного в форме блестящих поэтических метафор: “Как кажется, вселенная грубо сделана топором возведения в степень и если мы будем располагать живые числа в виде степеней наименьших трех чисел, мы увидим, что лучи власти окружают высоко стоящие числа, скрепы у потолка степени. Отсюда сияние лучей власти. По мере спуска от потолка скрепы к ее полу, они утрачивают знаки власти и из “образов бога” делаются лучиной для самовара. Но тайны игры степеней известны очень мало; это нетронутая земля. Изучая снова, мы увидим, что законы вселенной и законы счета совпадают” 3 . В последней фразе Хлебников говорит о гармонизации процесса эволюции...
    7. Неймаер Екатерина: О Велимире Хлебникове
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: Стояла весна. Теплая ароматная украинская весна, готовая ринуться в жаркое лето. В один из таких весенних дней я пришла на Юмовскую, 5. После легкого дождя стоял теплый мягкий вечер. Обычно обитатели этого дома собирались к вечеру на балконе, выходящем в небольшой сад. — Катюша, здравствуйте. Он появился внезапно, словно вынырнул. Поэт. Друг. Виктор Владимирович Хлебников. Я застенчиво протянула большую ветку сирени и сказала о стихах, посвященных ему. — Написала стихи на одном дыхании. Почти без поправок. Мы пошли в сад. Я читала по записной книжке, боясь сбиться. Был май, была юность. Жемчужные нити узоров Бледнеют при мысли дождя. А вы от девичьих укоров Виновно томите глаза. Виктор Владимирович шел рядом, опустив голову, слушал. Затем взял у меня из рук записную книжку, поставил отметку 4. За первую строфу. За следующую поставил тройку и подписался: «учитель словесности» В. Хлебников. — Как же писать? — робко спрашивала я. — Нужно много работать, Катюша, — отвечал он. Вокруг росли высокие кусты сирени, на балконе стояли стол и стул. Боже мой, каким ворохом бумаги был завален этот стол. Всех форматов — исписанные клочки, кусочки, и даже большие свертки, похожие на рулоны обоев. Когда я приходила, Виктор Владимирович поднимался и уступал мне единственный стул. Я отказывалась и садилась на третью ступеньку лестницы, он — рядом. Говорили о новых поэтах, они в то время были для меня загадкой. У поэтов новые слова, иногда меткие, иногда непонятные. Это была самая главная обида для меня — новое еще не доходило. О Пастернаке,...
    8. "Перед закатом в Кисловодск..."
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: "Перед закатом в Кисловодск..." К. А. Виноградовой Перед закатом в Кисловодск Я помню лик, суровый и угрюмый, Запрятан в воротник: То Лобачевский — ты, Суровый Числоводск. Для нас священно это имя. «Мир с непоперечными кривыми» Во дни «давно» и весел Сел в первые ряды кресел Думы моей, Чей занавес уж поднят. И я желал сегодня, А может и вчера, В знаменах Невского, Под кровлею орлиного пера, Увидеть имя Лобачевского. Он будет с свободой на «ты»! И вот к колодцу доброты, О, внучка Лобачевского, Вы с ведрами идете, Меня встречая. А я, одет умом в простое, Лакаю собачонкой В серебряном бочонке Вино золотое. 10 ноября 1921 Примечания 160. НП, 194. Печ. с попр. по автографу (ЦГАЛИ). Написано в Пятигорске. К. А. Виноградова — родственница (?) Лобачевского, создателя "воображаемой геометрии". Ю. Н. Тынянов (1965:292) назвал. Хл. "Лобачевским слова" (см. "Русская речь", 1985, № 5) . Собачонкой — имеется в виду копилка-бочонок с изображением собачки, принадлежавшая К. А. Виноградовой (см. НП, 418).