• Приглашаем посетить наш сайт
    Фонвизин (fonvizin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1921"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Винокур Г.О., Шапир М.И.: Язык вне времени и пространства
    Входимость: 13. Размер: 81кб.
    2. Кузьменко В.П.: "Основной закон времени" Хлебникова
    Входимость: 7. Размер: 69кб.
    3. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 6.
    Входимость: 6. Размер: 36кб.
    4. Аверьянов В.В.: В.В.Хлебников. Традиционализм в авангарде (вариант 2)
    Входимость: 5. Размер: 133кб.
    5. Козлов Д.: Новое о Велимире Хлебникове
    Входимость: 5. Размер: 14кб.
    6. Марков Владимир: О Хлебникове (попытка апологии и сопротивления)
    Входимость: 5. Размер: 94кб.
    7. Две Троицы. Разин напротив
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    8. Костерин А.: «Русские дервиши»
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    9. Дуганов Р.В.: О Хлебникове
    Входимость: 3. Размер: 39кб.
    10. "Ветка вербы"
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    11. "Свояси"
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    12. Дуганов Р.В.: Рисунки Хлебникова
    Входимость: 3. Размер: 34кб.
    13. "Ладомир"
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    14. "Тиран без Тэ"
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    15. "Иранская песня"
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    16. "Уструг Разина"
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    17. "Радио будущего"
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    18. "Новруз труда"
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    19. "Дуб Персии"
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    20. Дуганов Р.В.: Замысел «Бани» Маяковского
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    21. Крученых А.Е.: О Велимире Хлебникове
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    22. "Самострел любви"
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    23. "Море"
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    24. "Трубите, кричите, несите!"
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    25. "Азы из Узы"
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    26. "Переворот в Владивостоке"
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    27. "С утробой медною..."
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    28. "Пасха в Энзели"
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    29. "Ночь в окопе"
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    30. Дуганов Р.В.: Природа поэта
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    31. Голованов В.Я.: Хлебников и птицы
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    32. Тяпков С.И.: Хлебников Велимир: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    33. "Ночь в Персии"
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    34. Перцов В.О.: Современники
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    35. "Ночной обыск"
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    36. "Кавэ-кузнец"
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    37. "1905 год"
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    38. Условные сокращения (в примечаниях к собранию сочинений 1986 года)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    39. "Я и Россия"
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    40. "Голод"
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    41. "Волга! Волга!"
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    42. "Русь, ты вся поцелуй на морозе!.."
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    43. "Азия"
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    44. "Я видел юношу-пророка..."
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    45. "Люди! Утопим вражду в солнечном свете!.."
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    46. "Москва, ты кто?.."
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    47. "Девушки, те, что шагают ..."
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    48. "Песенка — лесенка в сердце другое..."
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    49. "Как стадо овец мирно дремлет..."
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    50. "Перед закатом в Кисловодск..."
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Винокур Г.О., Шапир М.И.: Язык вне времени и пространства
    Входимость: 13. Размер: 81кб.
    Часть текста: статья М.И. Шапира К творчеству Хлебникова Г.О. Винокур обращался на протяжении всей своей авторской жизни: в рецензии на сборник «Лирень» (1921) 1 , в статье «Футуристы — строители языка» (1923) 2 , вошедшей в существенно переработанном виде в оба издания книги «Культура языка» (1925, 1929; глава «Речевая практика футуристов») 3 , в монографии о Маяковском (1943) 4 и, главное, в двух специальных эссе, одно из которых увидело свет в 1924 г. 5 , а другое—только в начале 1991-го 6 . За четверть века (1921— 1945) критическую оценку Хлебникова Винокур не изменил: он всегда считал его «человеком, наделенным несомненными признаками поэтической гениальности» 7 , поэтом «исключительного дарования и исключительной судьбы» 8 , но к стихам его относился очень избирательно, принимая лишь те из них, где ему виделась «подлинная, благородная и возвышенная простота» 9 . В то же время филологическая интерпретация поэтического языка Хлебникова претерпела у Винокура существенную эволюцию, требующую внимательного анализа и осмысления. 1 Первое эссе о Хлебникове Винокур написал во второй...
    2. Кузьменко В.П.: "Основной закон времени" Хлебникова
    Входимость: 7. Размер: 69кб.
    Часть текста: поэта отечественный взгляд на утопичность и лженаучность его исканий, высказанный, в частности, в 1977 г. В. И. Струниным. Так, говоря о том, что Хлебников стремился создать математизированную философию истории, в основе которой лежало представление о цикличности временного развития вселенной и человечества, В. И. Струнин, скорее по инерции мышления, характерной для многих упоминающих о «Досках судьбы» (далее — ДС ), утверждает: «Нет необходимости доказывать утопичность устремлений Хлебникова». Но почему же? Разве кто-нибудь уже доказал общую неправомерность «представлений о цикличности»? И разве родственные по духу идеи А. Л. Чижевского, признанные теперь с таким запозданием, отвергались с порога не с той же убежденностью в отсутствии «необходимости доказывать»? 2 . Практически игнорируя аргументацию таких авторитетов, как Вяч. Вс. Иванов и В. П. Григорьев, публикуя к юбилею Хлебникова, впервые на его родине после смерти поэта, фрагменты ДС, в предисловии к ним Е. Р. Арензон повторил сомнительную оценку хлебниковского мировоззрения: «Утопичность самой идеи найти, и выразить в безусловной числовой конкретности, непреложно и якобы циклично повторяющийся ход мировых событий для нас очевидна» 3 . Впрочем, такая точка зрения вполне отвечала застоявшимся догмам советской науки, неочевидность которых сегодня очень даже очевидна. С этой оценкой перекликается сделанный одновременно с ней вывод другого исследователя творчества Хлебникова Р. В. Дуганова: «Однако сомнительным и трудным в хлебниковской философии природы было то, что искал он не косвенные, не опосредованные, а прямые связи между природой, обществом и человеком, стремясь понять и человека, и общество как космос и построить, так сказать, космологию человека и космологию общества, включенные в общую космологию мира. «Язык человека, строение мяса его тела, очередь...
    3. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 6.
    Входимость: 6. Размер: 36кб.
    Часть текста: «приятии». В обстановке саботажа значительной части интеллигенции футуристы пришли в лагерь пролетариата с самого начала и активно работали в Росте и Политпросвете. Правда, то понимание революционного искусства, которое выдвигали футуристы, имело еще формально-экспериментаторский характер, сложившись в условиях эстетического «бунта». Наряду с непреодоленными в первые годы революции тенденциями «новаторского» экспериментаторства и формализма, проповедываемых «Газетой футуристов», «Искусством коммуны» и в устных выступлениях, — в самой идеологии бывших футуристов еще явственно видны были «родимые пятна» мелкобуржуазного, индивидуалистического мировоззрения. Бунтарски-утопические лозунги «Трубы марсиан» прочно вошли в сознание деятелей нового искусства. Под лозунгом «изобретательства» и борьбы со старым «приобретательским» обществам и искусством проходили диспуты, декларации и творческая практика левого искусства в первые годы революции. В. Каменский приводит в своих воспоминаниях те фантастические планы и проекты, с которыми художники и поэты выступали в первое время...
    4. Аверьянов В.В.: В.В.Хлебников. Традиционализм в авангарде (вариант 2)
    Входимость: 5. Размер: 133кб.
    Часть текста: словотворчества 2. Талисман или икона? Хлебниковский сверхконтекст Происхождение хлебниковского образа Вопрос о хлебниковоком контексте в велимироведении Сверхконтекст (как взаимная установка, читателя и писателя) 3. Новаторство или реакция? Хлебниковский традиционализм Полюса традиции в революционном сближении Нижний этаж традиционализма и значения Хлебникова для русского языка Зарождение материкового сознания Интуитивное начертание русского традиционализма 4. Построение подобающего мира. Несозданная философия судьбы Попытка построения верхнего этажа традиционализма Хлебников, пифагореизм и фаталогия Древнего Египта Личная судьба как земное обустройство всецелого промысла Резюме Источники и литература I. СЛОВОТВОРЧЕСТВО И ВЕЛИМИРОВЕДЕНИЕ Словотворчество Хлебникова неотрывно от его "будетлянства", чего не скажешь о футуризме в целом. Хлебниковские словотворчество и образотворчество обусловлены необходимостью заклинать сопротивляющийся во времени материал. Поэтому расхожему взгляду на изыскания поэта как на...
    5. Козлов Д.: Новое о Велимире Хлебникове
    Входимость: 5. Размер: 14кб.
    Часть текста: в 1921 г. С весны по осень не было на Тереке ни капли дождя. Все выгорело... И Терек из производящего района неожиданно стал потребляющим. Запасов продовольствия оставалось только до зимы. Тревожное настроение усиливалось кошмарными вестями с голодающего Поволжья. Требовалось огромное напряжение воли и находчивости, чтобы предотвратить панику... В разгаре борьбы с голодом, беспризорностью и усилившимся бандитизмом — к нам в Пятигорск пришел Велимир Хлебников. Как-то в начале октября 1921 г. захожу поздно вечером в информационный отдел Роста. В общей комнате, у рабочего стола на табурете сидит в позе и облике Христа с картины Крамского — незнакомец. Рваная солдатская шинель, на босых ногах опорки, в белье, но без костюма... — Простите, вы как же сюда попали? — спрашиваю. — Меня пригласил сюда товарищ. А сам пошел за сахаром и молоком... Около, на столе, действтелъно стоял чайник с кипятком, и лежал белый хлеб. Входит завинформацией тов. Нейфельд с кувшинчиком молока и с арбузным медом на блюдце... — Как же так, — говорю — сами вы, товарищ, вывешиваете объявление, что отдел секретной работы, а тут вдруг... — Но...
    6. Марков Владимир: О Хлебникове (попытка апологии и сопротивления)
    Входимость: 5. Размер: 94кб.
    Часть текста: было и нелегко, потому что большинство лучших вещей Хлебникова было опубликовано после его смерти. При жизни многое из достойного внимания преподносилось (часто по вине самого поэта) в неполном или искаженном виде. Футуристы пропагандировали лишь то, что годилось для их публичных скандалов (в которых сам Хлебников не участвовал). Почти для всех он был (да и остается) автором «Смехачей» — вещи только интересной и малопоказательной, а также опасной для репутации. К таким стихотворениям на десятилетия прилипают составители антологий и сочинители учебников по истории литературы. И преувеличения, и недооценки Хлебникова современниками понятны: и то, и другое свойственно современникам. К тому же, этикетка «гения» давалась тогда легко 1 , а футуристические издания и впрямь могли оттолкнуть. Посмертное прославление Хлебникова имело больше оснований. Хотя многие энтузиасты и проповедники его творчества в 20-х гг. знали его лично, — это было уже другое племя, не футуристы. Центр тяжести с «эпатажа» не всегда талантливых скандалистов перешел на критическую и литературно-исследовательскую деятельность. Началась эпоха формализма, этого блестящего ребенка малопочтенных родителей-футуристов. Маневр был блестящий. После неудачной конной лобовой атаки футуристов следующее поколение начало артиллерийский обстрел — но не из литературных салонов, а из ученых кабинетов. Это закончилось чуть ли не полным завоеванием литературы. Репутация Хлебникова в то время, конечно, укрепляется и растет. От первой (и до сих пор лучшей) работы Р. Якобсона о Хлебникове ( Новейшая русская поэзия. Набросок 1. Прага, 1921) до выхода и свет заключительного шестого тома первою собрания произведении — таков путь этой кампании. Все это ни...
    7. Две Троицы. Разин напротив
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    Часть текста: перерезая время, наперекор ему, от калмыцких степей к Жигулям, плывя через шумящий поток его Я. И скрягой считать прозрачные деньги волн, плеск волн, когда призрачный уструг «нет-единицы» тихо плывет по реке Разина поперек естественного течения природы времени его Я, в искусственном направлении, среди черных Жигулей воли, от низовьев простой головы, лежащей в своей думе на секире, под расстрелом глаз вдруг задумчивой толпы, до истоков жизни молодого донца в Соловках, перерезавшего поперек всю Россию, всю русскую равнину, чтобы подслушать северные речи, увидеть северные очи, в поисках северного бога, бога Севера, до пути молодого донца на Днепре, где, стоя над омутом, выкликал, языческой удалью глаз весело вызывал из голубой волны русалок, прижимавших к водяным кудрям столько громких имен из древни<х> летопис<ей>. Недаром хохочут холмы: «Сарынь на кичку!» и оси корня из мнимой «нет-единицы» русалок протянуты к «да-единице» <людей>. Недаром и до сих пор Волга каждую ночь надевает разбойничий платок буйной разинской песни и, голубая красавица, смотрит, как заря зажигает кумачовой раннею спичкой сумрак лесов. От кончины плыть к молодости: с секиры широкой, как язык коровы, прыгнула и соскочила, вот голова становится на плечи и покрывается призраком огромных богатырских кудрей; «Эй, держи около!» — кричит она, приставив кулак к богатырскому рту. Населить свой парус, свою лодку...
    8. Костерин А.: «Русские дервиши»
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    Часть текста: общественному вкусу» (1913). В некрологе, посвященном Хлебникову (1922), Маяковский назвал его «Колумбом новых поэтических материков», подчеркивая, что Хлебников — «не поэт для потребителей...», а «поэт для производителя». Эта оценка значения Хлебникова, получившая большое распространение, верна лишь по отношению к той части поэтической работы Хлебникова, где он экспериментировал над словом. Маяковский не знал тогда больших революционных поэм Хлебникова. Пронизанные духом классовой борьбы, такие поэмы, как «Ночь перед Советами», «Ночной обыск», «Труба Гуль-муллы», обращены не только к «производителю», но и к широкому читателю — к «потребителю». Эти поэмы, как и многие другие произведения Хлебникова, были найдены в рукописях поэта после его смерти и впервые опубликованы в 1928 году в Собрании его сочинений. Еще в период первой империалистической войны Хлебников занял вслед за Маяковским резкую антивоенную и антибуржуазную позицию. Она нашла свое выражение в ряде его стихов, объединенных им в поэму «Война в мышеловке», и в листовке «Труба марсиан», в которой он призывал всех творческих людей на Земном шаре — «изобретателей» — сплотиться против «приобретателей», основывавших свое низменное благополучие на краже плодов чужого вдохновения и труда. Эту полуфантастическую листовку Хлебников вместе со своими друзьями-поэтами (среди них был и Николай Асеев) подписывал от имени Председателей Земного шара. Октябрьскую революцию Хлебников встретил восторженно. В конце 1920 года Хлебников оказался в Баку. Там он работал в РОСТА — рисовал агитплакаты, сочинял стихотворные подписи к ним. Потом, весной 1921 года, он вместе с частями Красной Армии — в Иране, где числится лектором Культпросвета. Персы дали ему кличку «дервиш урус». Во время отступления революционных войск...
    9. Дуганов Р.В.: О Хлебникове
    Входимость: 3. Размер: 39кб.
    Часть текста: за рамки его поэтической школы, но тем не менее он представлялся почти исключительно поэтом для поэтов. Маяковский, считая стихи Хлебникова образцом «изобретательской», «инженерной», но не «массовой» литературы, говорил в 1928 году: «Понятные вначале только семерым товарищам-футуристам, они десятилетие заряжали многочислие поэтов, а сейчас даже академия хочет угробить их изданием как образец классического стиха». На самом деле оказалось, что с изданием пятитомного собрания произведений в 1928 — 1933 годах Хлебников заново вошел в литературу, и уже в качестве поэта для читателей. В предисловии к первому тому Ю. Тынянов говорил о нем уже не как об авторе экспериментальных стихотворений, а как о создателе эпических произведений о современности, и в первую очередь поэм о революции. Против его оценок возражали, но важно было, что спор шел не о внутрилитературном, а об общественном значении хлебниковского творчества. Уже в наши дни В. Перцов говорил о поэмах Хлебникова: «Оценивая сегодня их место в развитии советской поэзии, мы с полной ясностью отдаем себе отчет, как властно захватили Хлебникова темы современности, как решительно искал и находил он свой путь в поэзии высокого гражданского пафоса, обращенной к широкому читателю, а не только к производителям поэзии. Мы имеем все основания утверждать, что перспектива его развития шла в одном направлении с Маяковским». Однако и сегодня творчество поэта мы знаем далеко не полно. А без этого, очевидно, полноценное...
    10. "Ветка вербы"
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    Часть текста: смерть, и там, вместе с остатками войск, замерз во время снеговой бури на вершинах Ирана. Воины пошли в горы и у замороженного трупа отрубили жречески прекрасную голову и, воткнув на копье, понесли в долины и получили от шаха обещанные 10 000 туманов награды. Когда судьбы выходят из береговых размеров, как часто заключительный знак ставят силы природы! Он, спаливший дворец, чтобы поджечь своего противника во сне, хотевший для него смерти в огне, огненной казни, сам погибает от крайнего отсутствия огня, от дыхания снежной бури. Снежная точка закончила эту жизнь. В его голове стояла изба его родины — из хороших туманов и хороших воинов. Не успев это сделать при жизни, он сделал это после смерти, когда хорошие воины за его голову получили хорошие деньги. Когда я бывал в этой стране в 21 году, я слышал слова: «Пришли русские и принесли с собою мороз и снег». А Кучук-хан опирался на Индию и юг. Но самое крупное светило на небе событий, взошедшее за это время, это «вера 4-х измерений» — изваяние из сыра работы Митурича. 30 апреля 1922 Примечания 249. V, 146. Один из последних текстов Хл. День вербы — вербное воскресенье 1922 г. приходилось на 26 марта. Ручка из колючек железноводского терновника — о пребывании Хл. в Железноводске в сент. 1921 г. см. Самородова 1972. Кучук-хан Ага Мирза (1880/1881 — 1921) и Он, спаливший дворец... — вождь персидских партизан "дженгелийцев", боровшихся против шаха. Заключил временный союз с Гилянским правительством, но в сент. 1921 г. предал и сжег руководителей республики. Туман...