• Приглашаем посетить наш сайт
    Шолохов (sholohov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1917"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Автобиографическая заметка 1920г.
    Входимость: 8. Размер: 5кб.
    2. Дуганов Р.В.: Природа поэта
    Входимость: 7. Размер: 26кб.
    3. Кузьменко В.П.: "Основной закон времени" Хлебникова
    Входимость: 7. Размер: 69кб.
    4. Дуганов Р.В.: О Хлебникове
    Входимость: 6. Размер: 39кб.
    5. Кулинкович А.Е.: Прогноз истории человечества в III тысячелетии н.э.
    Входимость: 5. Размер: 116кб.
    6. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 6.
    Входимость: 5. Размер: 36кб.
    7. Тяпков С.И.: Хлебников Велимир: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 5. Размер: 14кб.
    8. "Война в мышеловке"
    Входимость: 4. Размер: 29кб.
    9. Дуганов Р.В.: Замысел «Бани» Маяковского
    Входимость: 4. Размер: 90кб.
    10. Крученых А.Е.: О Велимире Хлебникове
    Входимость: 4. Размер: 34кб.
    11. "Печальная новость 8 апреля 1916"
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    12. Условные сокращения (в примечаниях к собранию сочинений 1986 года)
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    13. Винокур Г.О., Шапир М.И.: Язык вне времени и пространства
    Входимость: 3. Размер: 81кб.
    14. Кузьменко В.П.: Коэволюция природы и общества и прогнозирование циклов социоэкогенеза в исторической динамике России
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    15. "Учитель и ученик"
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    16. "Ошибка Смерти"
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    17. "Октябрь на Неве"
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    18. Аверьянов В.В.: В.В.Хлебников. Традиционализм в авангарде (вариант 2)
    Входимость: 3. Размер: 133кб.
    19. Кузьменко В.П.: Исследование динамики социально-экономических циклов
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    20. "Синие оковы"
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    21. Анфимов В.Я.: "К вопросу о психопатологии творчества: В. Хлебников в 1919 году"
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    22. "Свояси"
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    23. Бермант Ю.: Поэт и чекисты
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    24. Кузьменко В.П.: Открытие физической сущности мнимости
    Входимость: 2. Размер: 51кб.
    25. Лившиц Б.К.: Полутораглазый стрелец. Глава 4.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    26. "Огневоду"
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    27. Бурлюк Давид: О Хлебникове
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    28. "Ладомир"
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    29. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 5.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    30. Березарк И.: Встречи с Хлебниковым
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    31. "Открытие художественной галереи"
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    32. "Снежимочка"
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    33. Петровский Д.: Воспоминания о Велимире Хлебникове
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    34. Лившиц Б.К.: Полутораглазый стрелец. Глава 3.
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    35. Кедров К.А.: Влияние «Воображаемой геометрии»
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    36. "Ляля на тигре"
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    37. Бруни-Соколова А.А.: Велимир Хлебников
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    38. "Ка"
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    39. "Семеро"
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    40. "Бурлюк"
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    41. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 7.
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    42. "Москвы колымага..."
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    43. Марков Владимир: О Хлебникове (попытка апологии и сопротивления)
    Входимость: 1. Размер: 94кб.
    44. Урбан Адольф: Мечтатель и трибун (о Хлебникове и Маяковском)
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    45. Красицкий С.Р.: Велимир Хлебников
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    46. "Зангези". Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    47. "Три сестры"
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    48. Лейтес Александр: Хлебников - каким он был
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    49. Федоров Г.Б.: Поэт, художник и каменная баба
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    50. "Воззвание Председателей земного шара"
    Входимость: 1. Размер: 11кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Автобиографическая заметка 1920г.
    Входимость: 8. Размер: 5кб.
    Часть текста: где определен год падения России в 1917 году), в «Союзе Молодежи» в 1913 году и в отдельной книжке в 1911 году, «Девий Бог» в «Пощечине Общественному Вкусу», «Дети Выдры» в «Рыкающем Парнасе», в «Стрельце», «Футуристах», «Молоке Кобылиц», «Дохлой Луне», «Изборнике», «Ряве», «Творениях», «Ошибке смерти». В харьковском «Временнике» изд. «Лирень», 5 №№, в газете «Заем Свободы» 1917 года, газете «Красный Воин», Астрахань, 1918, журнале «Пути Творчества», Харьков, 1919 г., сборниках «Харчевня Зорь», «Мы», «Ржаное слово», «Взял», «Центрифуга», «Трое», «Требник троих», «Игра в аду», «Мир с конца», в отдельных книжках «Время — мера мира», «Битвы 1917 — 1918 гг.», «Учитель и Ученик». В изданиях Казанского Общества Естествоиспытателей есть статья за 1905 год о кукушке Cuculus minoris. Собрания сочинений не было. В 1916 году напечатана написанная мной «Труба марсиан» и в 1917 «Воззвание Председателей земного шара», написанное тоже мной во «Временнике». В. Хлебников 1920 Примечания 276. V, 280. Печ. по автографу (ИРЛИ) . Статьи в "Славянине" — в этой газ. Хл....
    2. Дуганов Р.В.: Природа поэта
    Входимость: 7. Размер: 26кб.
    Часть текста: единстве с нею, что сколько бы мы ни вчитывались в это стихотворение, сколько бы мы ни вглядывались в его насквозь прозрачный мир, мы никак не можем решить, где же здесь кончается человек и начинается природа, и кто же здесь на кого смотрит: человек ли удивленно и благодарно узнает себя в природе, природа ли радостно и любовно видит себя в человеке. И в то же время мы отчетливо понимаем, что вот это полное слияние с миром, как будто утреннее пробуждение сознания, и есть поэзия. «Все во мне и я во всем», — по слову Тютчева, который, конечно, из всей классической поэзии ближе всего Хлебникову. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Близость их такова, что многие стихи Хлебникова кажутся живым откликом и прямым и необходимым его продолжением. Ведь если природа предстает нам одушевленной и очеловеченной, мы вправе видеть в ней не только какие-то безымянные существа, не только какие-то призрачные мифологические образы, но и живые человеческие лица, и даже реальные исторические личности: Усадьба ночью, чингисхань! Шумите, синие березы. Заря ночная, заратустрь! А небо синее, моцарть! Ведь если у природы есть свой язык, то не делами ли великих воителей, пророков, художников говорит она нам свое слово, и не эти ли глаголы — чингисханитъ, заратустрить, моцартитъ — суть ужасные, величественные и прекрасные глаголы природы? Поэт же выступает только переводчиком «неземных голосов» на человеческий язык своего времени и своей земли, как, скажем, в поэме «Хаджи-Тархан»: И в звуках имени Хвалынского Живет доныне смерть Волынского... Посредством слова поэта природа раскрывается нам в своем человеческом, личном, историческом...
    3. Кузьменко В.П.: "Основной закон времени" Хлебникова
    Входимость: 7. Размер: 69кб.
    Часть текста: мере даже опережая их. В 1983 г. В. П. Григорьев в монографии «Грамматика идиостиля. В. Хлебников» счел необходимым подвергнуть сомнению устоявшийся за 60 лет после смерти поэта отечественный взгляд на утопичность и лженаучность его исканий, высказанный, в частности, в 1977 г. В. И. Струниным. Так, говоря о том, что Хлебников стремился создать математизированную философию истории, в основе которой лежало представление о цикличности временного развития вселенной и человечества, В. И. Струнин, скорее по инерции мышления, характерной для многих упоминающих о «Досках судьбы» (далее — ДС ), утверждает: «Нет необходимости доказывать утопичность устремлений Хлебникова». Но почему же? Разве кто-нибудь уже доказал общую неправомерность «представлений о цикличности»? И разве родственные по духу идеи А. Л. Чижевского, признанные теперь с таким запозданием, отвергались с порога не с той же убежденностью в отсутствии «необходимости доказывать»? 2 . Практически игнорируя аргументацию таких авторитетов, как Вяч. Вс. Иванов и В. П. Григорьев, публикуя к юбилею Хлебникова, впервые на его родине после смерти поэта, фрагменты ДС, в предисловии к ним Е. Р. Арензон повторил сомнительную оценку хлебниковского мировоззрения: «Утопичность самой идеи найти, и выразить в безусловной числовой конкретности, непреложно и якобы циклично повторяющийся ход мировых событий для нас очевидна» 3 . Впрочем, такая точка зрения вполне отвечала застоявшимся догмам советской науки, неочевидность которых сегодня очень даже очевидна. С этой оценкой...
    4. Дуганов Р.В.: О Хлебникове
    Входимость: 6. Размер: 39кб.
    Часть текста: у зари. Одни просили удалиться, А те молили: озари, — писал он в стихотворении «Гонимый — кем, почем я знаю?.. » (1912). Так было при его жизни, в начале нашего века, когда все то, что делал Хлебников, а вслед за ним и Кручёных, и Маяковский, и другие участники движения за «новое искусство», казалось чем-то внепоэтическим. Так было после его смерти, в двадцатые годы, когда влияние поэзии Хлебникова уже вышло за рамки его поэтической школы, но тем не менее он представлялся почти исключительно поэтом для поэтов. Маяковский, считая стихи Хлебникова образцом «изобретательской», «инженерной», но не «массовой» литературы, говорил в 1928 году: «Понятные вначале только семерым товарищам-футуристам, они десятилетие заряжали многочислие поэтов, а сейчас даже академия хочет угробить их изданием как образец классического стиха». На самом деле оказалось, что с изданием пятитомного собрания произведений в 1928 — 1933 годах Хлебников заново вошел в литературу, и уже в качестве поэта для читателей. В предисловии к первому тому Ю. Тынянов говорил о нем уже не как об авторе экспериментальных стихотворений, а как о создателе эпических произведений о современности, и в первую очередь поэм о революции. Против его оценок возражали, но важно было, что спор шел не о внутрилитературном, а об общественном значении хлебниковского творчества. Уже в наши дни В. Перцов говорил о поэмах Хлебникова: «Оценивая сегодня их место в развитии советской поэзии, мы с полной ясностью отдаем себе отчет, как властно...
    5. Кулинкович А.Е.: Прогноз истории человечества в III тысячелетии н.э.
    Входимость: 5. Размер: 116кб.
    Часть текста: Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. Гаврила Державин Плодотворность и общественная значимость учения о циклах в природе и обществе, у истоков которого стояли Н.Д. Кондратьев и А.Л. Чижевский, заключается, в частности, в том, что оно составляет основу теоретической и практической прогностики. В связи с этим темой настоящего доклада я выбрал прогноз исторического развития человечества в третьем тысячелетии н. э., к порогу которого мы сейчас подходим. Такой прогноз я считаю исключительно важным, так как именно он расширяет масштабность человеческого видения и исторического мышления, масштабность, столь необходимую в эпоху, в которой мы живем, а именно в эпоху, когда наметилась тенденция движения человечества по пути медленного, но неуклонного объединения различных фрагментов, на которые распадается человеческое общество (этносов, наций, государств, надгосударственных объединений, локальных цивилизаций), в единый сложный организм, в единый мега-этнос [1, 2]. Ареал расселения — через тысячелетия — потомков каждого человека — это вся планета, а потому человек, масштабность исторического мышления которого охватывает тысячелетия, не может мыслить себя иначе как...
    6. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников. Глава 6.
    Входимость: 5. Размер: 36кб.
    Часть текста: еще явственно видны были «родимые пятна» мелкобуржуазного, индивидуалистического мировоззрения. Бунтарски-утопические лозунги «Трубы марсиан» прочно вошли в сознание деятелей нового искусства. Под лозунгом «изобретательства» и борьбы со старым «приобретательским» обществам и искусством проходили диспуты, декларации и творческая практика левого искусства в первые годы революции. В. Каменский приводит в своих воспоминаниях те фантастические планы и проекты, с которыми художники и поэты выступали в первое время после революции: «Например, Жорж Якулов с горячим темпераментом говорил с эстрады о том, как он строит на Кузнецком «мировой вокзал искусства (новое, филипповское кафе «Питтореск»), с барабана (арены) которого будут возвещаться «приказы по армии мастером новой эры»... Такой же мечтатель — Хлебников, поддерживая вокзальную затею Якулова, намеревался созвать в «Питтореск» всех «председателей земного шара», чтобы наконец решить «судьбу мира». Между прочим, приехавший из Петрограда Евреинов рассказывал, что там был устроен грандиозный «карнавал искусств»: писатели, художники, композиторы и актеры на разубранных цветами автомобилях праздничной длинной вереницей двигались по Невскому. Эту автомобильную вереницу «карнавала» заканчивал большой грузовик, на борту которого мелом было написано: ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА На грузовике в солдатской шинели сидел сгорбленный Хлебников». Именно в этой обстановке поисков «нового искусства», в обстановке тех часто фантастических планов и проектов, которые выдвигались левыми художниками и поэтами в первые годы революции, следует учитывать и многие идеи и «предложения», которые высказывал Хлебников со свойственной ему наивностью. Хлебников в революции видел не только освобождение от тяготивших его уз государства, но и возможность для осуществления тех утопических планов и идей, ...
    7. Тяпков С.И.: Хлебников Велимир: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 5. Размер: 14кб.
    Часть текста: 1908-1911 гг.- Петербургского университета (не окончил). В Петербурге посещал литературные "среды" в "башне" Вяч. Иванова и "Академию стиха" при журнале "Аполлон". С поздним символизмом X. сближал интерес к философии, мифологии, русской истории, славянскому фольклору (славянским именем Велимир поэт был "наречен" именно в "башне"). Однако, несмотря на внешнее ученически-истовое следование "заветам символизма", X. был внутренне чужд этому течению, равно как и нарождающемуся акмеизму. Расхождение основывалось на коренном различии взглядов на, природу Слова (языка) и Времени. Символисты и акмеисты стремились выявить в отвлеченном слове закодированные "вечные сущности" и перемещали современность в контекст предшествующей культуры, уводили настоящее к "первозданной ясности прошлого" ("кларизм" Вяч. Иванова, "адамизм" С. Городецкого и Н. Гумилева) Философско-эстетическая ориентация X. была принципиально иной. Поэт отсчитывал начало своего творчества с необычайно мощного по социальному заряду 1905 г.: "Мы бросились в будущее... от 1905 года" (хотя некоторые свои литературные опыты он посылал М. Горькому еще в 1904 г.). Остро переживая позорное поражение на Востоке и удушение первой русской революции, напряженно размышляя над ходом истории, X. предпринял утопическую попытку найти некие универсальные числовые законы Времени, так или иначе влияющие на судьбы России и всего человечества. Прошлое, настоящее и будущее в его утопической системе представлялись лишь фрагментами единого непрерывного Времени, эластичного и циклично повторяющегося в своем круговом развитии. Настоящее, являясь вместе с прошлым частью целокупного времени, получало таким образом возможность перемещения в "научно предсказуемое" будущее. X....
    8. "Война в мышеловке"
    Входимость: 4. Размер: 29кб.
    Часть текста: и юн. Какие люди, какие масти В колоде слухов, дань молве! Врачей зубных у моря снасти И зубы коренные, но с башнями «Бувэ»! И старец пены, мутный взором, Из кружки пива выползая, Грозит судьбою и позором, Из белой пены вылезая. <3> Малявина красивицы, в венке цветов Коровина, Поймали небоптицу. Хлопочут так и сяк. Небесная телега набила им оскомину. Им неприятен немец, упитанный толстяк. И как земно и как знакомо И то, что некоторые живы, И то, что мышь на грани тома, Что к ворону По — ворон Калки ленивый! <4> Как! И я, верх неги, Я, оскорбленный за людей, что они такие, Я, вскормленный лучшими зорями России, Я, повитой лучшими свистами птиц, — Свидетели: вы, лебеди, дрозды и журавли! — Во сне провлекший свои дни, Я тоже возьму ружье (оно большое и глупое, Тяжелее почерка) И буду шагать по дороге, Отбивая в сутки 365x317 ударов — ровно. И устрою из черепа брызги, И забуду о милом государстве 22-летних, Свободном от глупости возрастов старших, Отцов семейства (обшественные пороки возрастов старших). Я, написавший столько песен, Что их хватит на мост до серебряного месяца. Нет! Нет! Волшебницы дар есть у меня, сестры небоглазой. С ним я распутаю нить человечества, Не проигравшего глупо Вещих эллинов грез, Хотя мы летаем. Я ж негодую на то, что слова нет у меня, Чтобы воспеть мне изменившую Избранницу сердца. Ныне в плену я у старцев злобных, Хотя я лишь кролик пугливый и дикий, А не король государства времен, Как зовут меня люди: Шаг небольшой, только «ик», И упавшее «о», кольцо золотое, Что катится по полу. <5> Вы были строгой, вы были вдохновенной, Я был Дунаем, вы были Веной. Вы что-то не знали, о чем-то молчали,...
    9. Дуганов Р.В.: Замысел «Бани» Маяковского
    Входимость: 4. Размер: 90кб.
    Часть текста: Маяковского Замысел «Бани» Р.В. Дуганов На вопрос, почему пьеса называется «Баня», Маяковский отвечал двояко. Первый ответ: «Баня» моет (просто стирает) бюрократов» (XII, 200) — удовлетворил, кажется, всех и надолго остался определением простодушного и прямолинейного «обличительного» восприятия пьесы. Другой ответ: «Потому что это единственное, что там не попадается (XII, 379) — показался, вероятно, обычным маяковским юмористическим «отплёвом» (выражение Сельвинского) и был прочно забыт. Между тем второй ответ гораздо больше касается существа дела. Он указывает не на предмет, а на метод его восприятия и тем самым на способ его понимания. Баня, конечно, не единственное, чего в пьесе нет, но дело не в этом — название пьесы определяет единственно верную точку зрения на нее. Тут так же, как и в названиях «Владимир Маяковский», или «Мистерия-буфф», или «Клоп», прямо дан принцип интерпретации драмы. И с этой точки зрения в «Бане» действительно важнее всего то, что там предметно «не...
    10. Крученых А.Е.: О Велимире Хлебникове
    Входимость: 4. Размер: 34кб.
    Часть текста: Хлебникова. Тогда ему было 27 лет. Поражали: высокий рост, манера сутулиться, большой лоб, взъерошенные волосы. Одет был просто — в темно-серый пиджак. Я еще не знал, как начать разговор, а Хлебников уже забросал меня мудреными фразами, пришиб широкой ученостью, говоря о влиянии монгольской, китайской, индийской и японской поэзии на русскую. — Проходит японская линия, — распространялся он. — Поэзия ее не имеет созвучий, но певуча... Арабский корень имеет созвучия... Я не перебивал. Что тут отвечать? Так и не нашелся. А он беспощадно швырялся народами. — Вот академик, — думал я, подавленный его эрудицией. Не помню уж, что я бормотал, как поддерживал разговор. В одну из следующих встреч в неряшливой и студенчески-голой комнате Хлебникова я вытащил из коленкоровой тетрадки (зампортфеля) два листка — наброски, строк 40 — 50, своей первой поэмы «Игра в аду». Скромно показал ему. Вдруг, к моему удивлению, Велимир уселся и принялся приписывать к моим строчкам сверху, снизу и вокруг — собственные. Это было характерной чертой Хлебникова: он творчески вспыхивал от малейшей искры. Показал мне испещренные его бисерным почерком странички. Вместе прочли, поспорили, еще поправили. Так неожиданно и непроизвольно мы стали соавторами. Первое издание этой поэмы вышло летом 1912 г. уже по отъезде Хлебникова из Москвы (литография с 16 рисунками Н. Гончаровой). Об этой нашей книжке вскорости появилась большая статья именитого тогда С. Городецкого в солидно-либеральной...