Поиск по творчеству и критике
Cлово "1914"
Входимость: 13. Размер: 20кб.
Входимость: 10. Размер: 6кб.
Входимость: 8. Размер: 55кб.
Входимость: 6. Размер: 81кб.
Входимость: 6. Размер: 8кб.
Входимость: 5. Размер: 26кб.
Входимость: 5. Размер: 51кб.
Входимость: 4. Размер: 34кб.
Входимость: 4. Размер: 44кб.
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Входимость: 4. Размер: 6кб.
Входимость: 4. Размер: 20кб.
Входимость: 3. Размер: 29кб.
Входимость: 3. Размер: 1кб.
Входимость: 3. Размер: 1кб.
Входимость: 3. Размер: 43кб.
Входимость: 3. Размер: 34кб.
Входимость: 3. Размер: 18кб.
Входимость: 3. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Входимость: 2. Размер: 133кб.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 13. Размер: 20кб.
Часть текста: третий курс естественного отделения физико-математического факультета, а в письме от 23 сентября он указывает родным свой петербургский адрес. О первых днях своего пребывания в Петербурге Хлебников сообщал в письме к отцу от 13 октября 1908 года следующие подробности: «Доношу о своей жизни: живу на Вас. Острове в 15 — 20 минутах ходьбы от университета. Плачу 10 руб. комната — один, обедаю в столовой то за 10 к., то за 50 к. — обед всегда невкусный. У хозяйки мог бы обедать за 11 руб., — но до лучших времен. Расстояния меня убивают. Трамваи тоже». С переездом в Петербург Хлебников интересуется не столько учебно-университетскими делами, сколько литературой. В том же письме к отцу он добавляет: «Недавно посетил «вечер Северной Свирели» и видел всех: Ф. Сологуба, Городецкого и других из зверинца... ». В одном из следующих писем Хлебников сообщает матери: «На днях опять будут хлопоты по литературным делам. Веду жизнь «богемы» (письмо от 28 ноября 1908 г.). Хлебников порывает с занятиями биологией и естественными науками ради литературы, увлечение которой встречало в семье недоверчнвое отношение отца, желавшего видеть сына естественником. На следующий учебный год Хлебников подает в университет заявление о переводе его на факультет восточных языков в разряд санскритской словесности (заявление от 17...
Входимость: 10. Размер: 6кб.
Часть текста: "гением - великим поэтом современности", который несет "Возрождение Русской Литературы" {1}. В предисловии к "Творениям" Хлебникова, вышедшим в 1914 году, В. Каменский писал: "Хлебников - это примечательнейшая личность, доходящая в своем скромном, каком-то нездешнем уединении, до легендарной святости, своей гениальной непосредственностью сумел так просто, так убедительно строго пересоздать всю русскую поэзию во имя современного искусства" {2}. Культ Хлебникова, провозглашенный футуристами, был рассчитан на утверждение футуризма в целом. Сам Хлебников по свойствам натуры не был приспособлен для участия в шумном футуристическом движении: он не умел выступать перед массовой аудиторией и участвовать в публичной полемике, мало заботился об издании своих произведений. Предельная непрактичность и самоуглубленность, органическая неспособность к пребыванию на одном месте и постоянные, внешне бессистемные, перемещения по стране делали невозможным стабильное взаимодействие Хлебникова с футуристами. Тем не менее участие Хлебникова в движении было...
Входимость: 8. Размер: 55кб.
Часть текста: Н. Бурлюк, Крученых, Лившиц, Хлебников и Каменский Вас. ... Различие в достижениях, позволяющее говорить о силе каждого» (I, 367). Силы и достижения тоже оказались неодинаковы. Чем дальше идет время, тем явственней и положительная выделяются из них два имени: самого громкого — Маяковского, самого сосредоточенного — Хлебникова. Они все чаще становятся рядом не только как выходцы из одной литературной школы, но и как родоначальники ветвящегося древа поэзии, самых разнообразных его побегов — от Асеева и Кирсанова до Вознесенского, от Заболоцкого и Мартынова до Сосноры... Ветвей этих очень много. В их поэтическую родословную, иногда споря друг с другом, непременно вписываются эти два поэта. Тем интереснее для нас связи Хлебников — Маяковский: общественно-философские, эстетические, личностные. Тему эту поставил сам Маяковский: «Во имя сохранения... перспективы считаю своим долгом черным по белому напечатать от своего имени и, не сомневаюсь, от имени моих друзей, поэтов Асеева, Бурлюка, Крученых, Каменского, Пастернака, что считали его и считаем одним из наших поэтических учителей и великолепнейшим и честнейшим рыцарем в нашей поэтической борьбе» (XII, 28). Об этом существует уже целая литература. Ни один исследователь, всерьез писавший о Маяковском, не может обойти его отношений с Хлебниковым. Суммарной постановки вопроса: Маяковский и футуризм — уже давно недостаточно. В футуризме Маяковский с самого начала видел не...
Входимость: 6. Размер: 81кб.
Часть текста: судьбы» 8 , но к стихам его относился очень избирательно, принимая лишь те из них, где ему виделась «подлинная, благородная и возвышенная простота» 9 . В то же время филологическая интерпретация поэтического языка Хлебникова претерпела у Винокура существенную эволюцию, требующую внимательного анализа и осмысления. 1 Первое эссе о Хлебникове Винокур написал во второй половине 1924 г. Отчасти оно явилось результатом его работы над подготовкой к печати произведений Хлебникова. Еще в марте 1923 г. «Леф» сообщал, что планирует издать собрание хлебниковских сочинений: «‹...› вещи напечатанные, вещи еще не печатавшиеся, биографические материалы, статьи о творчестве. Редактора: Н.Н.Асеев и Г.И. Винокур» 10 . В феврале 1924 г. Винокур порвал с редакцией «Лефа» (см. его письмо О.М. Брику от 21.11 [1924]) 11 . Острым разочарованием в «формализме» и футуризме продиктованы многие положения тогдашней статьи о Хлебникове, понятом как «знамя», как «партийный лозунг» левой эстетики: теоретической (Опояз) и практической (Леф). На протяжении статьи Винокур попеременно выступает то как обвинитель, то как защитник и, как судья, выносит в конце свой оправдательный приговор (в тексте четыре раза встречаются слова с этим корнем: оправдано, оправданы, оправдать, оправдание ). De facto Винокур вершит суд быта...
Входимость: 6. Размер: 8кб.
Часть текста: к собранию сочинений 1986 года) УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В ПРИМЕЧАНИЯХ Ссылки на пятитомник 1928 1933 гг. приводятся по следующей схеме: римская цифра указывает том, арабские цифры страницы, например: V, 226. Ссылки на "Неизданные произведения" 1940 г. по схеме: НП, 57. БЛ Крученых А. и Хлебников В. Бух лесиный. СПб., изд. "ЕУЫ", 1913 (литограф. изд.) . Вест. В. Хл., №№ 1, 2 "Вестник Велимира Хлебникова", №№ 1, 2, М,, 1922 (литограф. изд.). "Временник", 1 "Временник", 1, М. [Харьков], изд. "Лирень", 1917. "Временник", 2 "Временник", 2, М. [Харьков], изд. "Лирень", 1917. "Временник", 4 "Временник", 4, М., изд. "Василиск и Ольга", 1918. "Гроссбух" ЦГАЛИ, ф. 527 (Хлебников), oп. 1, ед. хр. 64. ДЛ (1) Дохлая луна. 1-е изд., М. [Каховка], изд. "Гилея", 1913. ДП 1972 День поэзии 1972. М., "Сов. писатель", 1972. ДП 1975 День поэзии 1975. М., "Сов. писатель", 1975. ДС, 1 3 Хлебников В. Отрывок из "Досок судьбы", листы 1 3. М., 1922 1923. ЗК Записная книжка Велимира Хлебникова. М., изд. Всерос. союза поэтов, 1925. Изб. Хлебников В. Изборник стихов. 1907 1914 гг. Пг., изд. "ЕУЫ", 1914 (2-я часть кн. литограф. изд.)....
Входимость: 5. Размер: 26кб.
Часть текста: реакционное славянофильство. Однако в эпоху империализма воскрешение лозунгов славянофильства, в целях подогревания казенного патриотизма, совершалось усиленными темпами, и наивно-романтическое «славянство» Хлебникова являлось одним из отголосков этого насаждения патриотической идеологии. Увлечение древней «Русью» и славянством относится еще ко времени пребывания Хлебникова в Казани, уже первые его произведения, в частности пьеса «Снезини» (написанная в 1906 — 7 гг.), связаны с идеализацией древней Руси. К 1908 году, ко времени переезда в Петербург, относится и то «воинственное воззвание к славянам», о котором Хлебников иронически упоминает в автобиографии 1914 года. В этом «воззвании» Хлебников в шовинистических тонах писал: «Война за единство славян, откуда бы она ни шла, из Познани или из Боснии, приветствую тебя! Гряди! Гряди, дивный хоровод с девой Словией, как предводительницей горы!» Это раннее «славянофильство» подтверждается и упоминанием самого Хлебникова в письме к матери от 28 ноября 1908 года о том, что «Петербург действует, как добрый сквозняк, и все выстуживает. Заморожены и мои славянские чувства». Однако, несмотря на это признание, «славянские чувства» очень скоро вновь занимают значительное место в произведениях Хлебникова 1909 — 1913 годов («Училица», «Девий бог», «Внучка Малуши», «Дети...
Входимость: 5. Размер: 51кб.
Часть текста: противоречивые. Лет семь тому назад Николай Чуковский, вспоминая о Н. Заболоцком, рассказал на страницах «Невы», как решительно расходился он с поэтом в оценке хлебниковских стихов. Если до конца своих дней Николай Заболоцкий называл Хлебникова «величайшим поэтом XX века», то Николай Чуковский с не меньшей категоричностью подчеркивал, что Хлебников для него был и остается «унылым бормотальщиком, юродивым на грани идиотизма, зеленой скукой, претенциозным гением без гениальности, усладой глухих к стиху формалистов и снобов». Н. А. Заболоцкий и Н. К. Чуковский — писатели тонкого художественного вкуса и широкого литературного кругозора. Тем не менее резко противоположными были оценки Хлебникова. Самым удивительным во всем этом мне кажется тот максимализм, та страстная запальчивость и безоговорочность, с какой одни превозносят поэта, а другие его отвергают. Кем же все-таки был Хлебников? — вправе спросить читатель, озадаченный только что приведенными высказываниями. Почему он неизменно вызывал то преувеличенно резкие, то непомерно восторженные отзывы? В прошлом году исполнилось полвека с тех пор, как он умер. Казалось бы, давно настало время утихнуть спорам, сгладиться контрастам, сблизиться оценкам, чтобы с достаточной отчетливостью выявились и подлинный облик поэта, и место, занятое им в истории русской и советской литературы. Потребность объективно разобраться в нем я испытываю очень давно. Я был знаком с Хлебниковым в дни моей ранней юности. Не с тем, вокруг которого группировались шумливые футуристы последнего предоктябрьского...
Входимость: 4. Размер: 34кб.
Часть текста: Бурлюка в это время отозвали, мы остались вдвоем. Я мельком оглядел Хлебникова. Тогда ему было 27 лет. Поражали: высокий рост, манера сутулиться, большой лоб, взъерошенные волосы. Одет был просто — в темно-серый пиджак. Я еще не знал, как начать разговор, а Хлебников уже забросал меня мудреными фразами, пришиб широкой ученостью, говоря о влиянии монгольской, китайской, индийской и японской поэзии на русскую. — Проходит японская линия, — распространялся он. — Поэзия ее не имеет созвучий, но певуча... Арабский корень имеет созвучия... Я не перебивал. Что тут отвечать? Так и не нашелся. А он беспощадно швырялся народами. — Вот академик, — думал я, подавленный его эрудицией. Не помню уж, что я бормотал, как поддерживал разговор. В одну из следующих встреч в неряшливой и студенчески-голой комнате Хлебникова я вытащил из коленкоровой тетрадки (зампортфеля) два листка — наброски, строк 40 — 50, своей первой поэмы «Игра в аду». Скромно показал ему. Вдруг, к моему удивлению, Велимир уселся и принялся приписывать к моим строчкам сверху, снизу и вокруг — собственные. Это было характерной чертой Хлебникова: он творчески вспыхивал от малейшей искры. Показал...
Входимость: 4. Размер: 44кб.
Часть текста: как кресло и стулья гостиной. Ка был боек, миловиден, смугол, нежен; большие чахоточные глаза византийского бога и брови, точно сделанные из одних узких точек, были у него на лице египтянина. Решительно, мы или дикари рядом с Маср, или же он приставил к душе вещи нужные и удобные, но посторонние. Теперь кто я. Я живу в городе, где пишут «бЬсплатныя купальни», где городская управа зовет Граждан помогать войнам, а не воинам, где хитрые дикарисмотрят осторожными глазами, где лазают по деревьям с помощью кролиководства. Там черноглазая, с серебряным огнем, дикарка проходит в умершей цапле, за которой уже охотится на том свете хитрый мертвый дикарь с копьем в мертвой руке; на улицах пасутся стада тонкорунных людей, и нигде так не мечтается о Хреновском заводе кровного человеководства, как здесь. «Иначе человечество погибнет», думается каждому. И я писал книгу о человеководстве, а кругом бродили стада тонкорунных людей. Я имею свой небольшой зверинец друзей, мне дорогих своей породистостью; я живу на третьей или четвертой земле, начиная от солнца, и к ней хотел бы относиться как к перчаткам, которые всегда можно бросить стадам кроликов. Что еще сказать о мне? Я предвижу ужасные войны из-за того через «ять» или «е» писать мое имя. У меня нет ногочелюстей, головогруди, усиков. Мой рост: я больше муравья, меньше слона. У меня два глаза. Но не довольно ли о ...
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Часть текста: под научно-популярную лекцию из области психофизиологии восприятия. Содержащаяся в перечне научных открытий фраза «он связал время с пространством» зачастую трактуется как гениальное предвидение 19-летним студентом Казанского университета Виктором Хлебниковым будущих открытий Эйнштейна и Минковского. Саму же статью «Пусть на могильной плите прочтут...» некоторые исследователи считают программой научных исследований Хлебникова, изложенной в форме автоэпитафии (см. [Дуганов, 15], [Старкина, 466], [Бабков, 163]). Работая над статьей [Щетников], посвященной отражению идей специальной теории относительности в произведениях Велимира Хлебникова, мы в какой-то момент усомнились в том, что упомянутая фраза действительно является «предвидением», усмотрев в ней возможную отсылку к речи немецкого математика Германа Минковского (1864—1909) «Пространство и время», произнесенной в 1908 г. и опубликованной в 1910 г. в русском переводе [Минковский]. Выдвинув это предположение, мы тем самым вынуждены были усомниться в общепринятой датировке текста «Пусть на...