Поиск по творчеству и критике
Cлово "1908"
Входимость: 13. Размер: 53кб.
Входимость: 8. Размер: 20кб.
Входимость: 5. Размер: 81кб.
Входимость: 4. Размер: 6кб.
Входимость: 4. Размер: 26кб.
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Входимость: 3. Размер: 11кб.
Входимость: 2. Размер: 51кб.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Входимость: 2. Размер: 40кб.
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Входимость: 1. Размер: 133кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 13. Размер: 53кб.
Часть текста: (Виктора) Хлебникова «Пусть на могильной плите прочтут...», датируемый в публикациях 24 ноября 1904 г., принято считать одним из самых ранних сохранившихся сочинений Хлебникова. Его первая часть представляет собой эпитафию некоему вымышленному лицу, совершившему ряд значительных открытий в различных науках; вторая часть, начинающаяся с подзаголовка «О пяти и более чувствах», стилизована под научно-популярную лекцию из области психофизиологии восприятия. Содержащаяся в перечне научных открытий фраза «он связал время с пространством» зачастую трактуется как гениальное предвидение 19-летним студентом Казанского университета Виктором Хлебниковым будущих открытий Эйнштейна и Минковского. Саму же статью «Пусть на могильной плите прочтут...» некоторые исследователи считают программой научных исследований Хлебникова, изложенной в форме автоэпитафии (см. [Дуганов, 15], [Старкина, 466], [Бабков, 163]). Работая над статьей [Щетников], посвященной отражению идей специальной теории относительности в произведениях Велимира Хлебникова, мы в какой-то момент усомнились в том, что упомянутая фраза действительно является «предвидением», усмотрев в ней возможную отсылку к речи немецкого математика Германа Минковского (1864—1909) «Пространство и время», произнесенной в 1908 г. и опубликованной в 1910 г. в русском переводе [Минковский]. Выдвинув это предположение, мы тем самым вынуждены были усомниться в общепринятой датировке текста «Пусть на могильной плите прочтут...», указав в качестве нижней границы его написания 1908 г. Для проверки этой гипотезы мы проанализировали прочие фрагменты «(авто)эпитафии» на предмет наличия в них отсылок к тем печатным источникам, из которых Хлебников...
Входимость: 8. Размер: 20кб.
Часть текста: «вечер Северной Свирели» и видел всех: Ф. Сологуба, Городецкого и других из зверинца... ». В одном из следующих писем Хлебников сообщает матери: «На днях опять будут хлопоты по литературным делам. Веду жизнь «богемы» (письмо от 28 ноября 1908 г.). Хлебников порывает с занятиями биологией и естественными науками ради литературы, увлечение которой встречало в семье недоверчнвое отношение отца, желавшего видеть сына естественником. На следующий учебный год Хлебников подает в университет заявление о переводе его на факультет восточных языков в разряд санскритской словесности (заявление от 17 сентября 1909 г.), а затем с переводе на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, на первый курс которого он и был переведен 15 октября 1909 года. Самим Хлебниковым этот первый период жизни о Петербурге характеризовался как «усталость, беспечность, бесшабашность» (письмо родным от 30 декабря 1909 г.). Увлечение литературой заслонило университет, который Хлебников посещает, по-видимому, весьма неаккуратно, и уже в следующем, 1910 году пишет отцу о том, что он «намерен выйти из университета». Однако из университета...
Входимость: 5. Размер: 81кб.
Часть текста: (1921) 1 , в статье «Футуристы — строители языка» (1923) 2 , вошедшей в существенно переработанном виде в оба издания книги «Культура языка» (1925, 1929; глава «Речевая практика футуристов») 3 , в монографии о Маяковском (1943) 4 и, главное, в двух специальных эссе, одно из которых увидело свет в 1924 г. 5 , а другое—только в начале 1991-го 6 . За четверть века (1921— 1945) критическую оценку Хлебникова Винокур не изменил: он всегда считал его «человеком, наделенным несомненными признаками поэтической гениальности» 7 , поэтом «исключительного дарования и исключительной судьбы» 8 , но к стихам его относился очень избирательно, принимая лишь те из них, где ему виделась «подлинная, благородная и возвышенная простота» 9 . В то же время филологическая интерпретация поэтического языка Хлебникова претерпела у Винокура существенную эволюцию, требующую внимательного анализа и осмысления. 1 Первое эссе о Хлебникове Винокур написал во второй половине 1924 г. Отчасти оно явилось результатом его работы над подготовкой к печати произведений Хлебникова. Еще в марте 1923 г. «Леф» сообщал, что планирует издать собрание хлебниковских сочинений: «‹...› вещи напечатанные, вещи еще не печатавшиеся, биографические материалы, статьи о творчестве. Редактора: Н.Н.Асеев и Г.И. Винокур» 10 . В феврале 1924 г. Винокур порвал с редакцией «Лефа» (см. его письмо О.М. Брику от 21.11 [1924]) 11 . Острым разочарованием в «формализме» и футуризме продиктованы многие положения тогдашней статьи о Хлебникове, понятом как «знамя», как «партийный лозунг» левой эстетики: теоретической (Опояз) и практической (Леф). На протяжении статьи Винокур попеременно выступает то как обвинитель, то как защитник и, как судья, выносит в конце свой оправдательный приговор (в тексте четыре раза встречаются слова с этим корнем: оправдано, оправданы, оправдать, оправдание )....
Входимость: 4. Размер: 6кб.
Часть текста: в декабре 1912 года. А в одноименной листовке, вышедшей вслед за сборником, соратники по футуризму объявили Хлебникова "гением - великим поэтом современности", который несет "Возрождение Русской Литературы" {1}. В предисловии к "Творениям" Хлебникова, вышедшим в 1914 году, В. Каменский писал: "Хлебников - это примечательнейшая личность, доходящая в своем скромном, каком-то нездешнем уединении, до легендарной святости, своей гениальной непосредственностью сумел так просто, так убедительно строго пересоздать всю русскую поэзию во имя современного искусства" {2}. Культ Хлебникова, провозглашенный футуристами, был рассчитан на утверждение футуризма в целом. Сам Хлебников по свойствам натуры не был приспособлен для участия в шумном футуристическом движении: он не умел выступать перед массовой аудиторией и участвовать в публичной полемике, мало заботился об издании своих произведений. Предельная непрактичность и самоуглубленность, органическая неспособность к пребыванию на одном месте и постоянные, внешне бессистемные, перемещения по стране делали невозможным стабильное взаимодействие Хлебникова с футуристами. Тем не менее участие Хлебникова в движении было по-настоящему весомым и значительным. Принципиальными для футуризма были его книги: "Творения. Том 1: 1906-1908 г." (М. [Херсон], 1914), "Ряв! Перчатки. 1908-1914 гг." (СПб., [1914]), "Изборник стихов.1907-1914 гг." (Пг., 1914), совместная с А. Крученых...
Входимость: 4. Размер: 26кб.
Часть текста: время. Хлебников приходит к футуризму, увлеченный идеями «славянского возрождения» и создания единого «пласта азийской культуры», идеями, воскрешавшими давно сданное в архив реакционное славянофильство. Однако в эпоху империализма воскрешение лозунгов славянофильства, в целях подогревания казенного патриотизма, совершалось усиленными темпами, и наивно-романтическое «славянство» Хлебникова являлось одним из отголосков этого насаждения патриотической идеологии. Увлечение древней «Русью» и славянством относится еще ко времени пребывания Хлебникова в Казани, уже первые его произведения, в частности пьеса «Снезини» (написанная в 1906 — 7 гг.), связаны с идеализацией древней Руси. К 1908 году, ко времени переезда в Петербург, относится и то «воинственное воззвание к славянам», о котором Хлебников иронически упоминает в автобиографии 1914 года. В этом «воззвании» Хлебников в шовинистических тонах писал: «Война за единство славян, откуда бы она ни шла, из Познани или из Боснии, приветствую тебя! Гряди! Гряди, дивный хоровод с девой Словией, как предводительницей горы!» Это раннее «славянофильство» подтверждается и ...
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Часть текста: орнитолога и лесовода. С 1903 г.- студент Казанского, в 1908-1911 гг.- Петербургского университета (не окончил). В Петербурге посещал литературные "среды" в "башне" Вяч. Иванова и "Академию стиха" при журнале "Аполлон". С поздним символизмом X. сближал интерес к философии, мифологии, русской истории, славянскому фольклору (славянским именем Велимир поэт был "наречен" именно в "башне"). Однако, несмотря на внешнее ученически-истовое следование "заветам символизма", X. был внутренне чужд этому течению, равно как и нарождающемуся акмеизму. Расхождение основывалось на коренном различии взглядов на, природу Слова (языка) и Времени. Символисты и акмеисты стремились выявить в отвлеченном слове закодированные "вечные сущности" и перемещали современность в контекст предшествующей культуры, уводили настоящее к "первозданной ясности прошлого" ("кларизм" Вяч. Иванова, "адамизм" С. Городецкого и Н. Гумилева) Философско-эстетическая ориентация X. была принципиально иной. Поэт отсчитывал начало своего творчества с необычайно мощного по социальному заряду 1905 г.: "Мы бросились в будущее... от 1905 года" (хотя некоторые свои литературные опыты он посылал М. Горькому еще в 1904 г.). Остро переживая позорное поражение на Востоке и удушение первой русской революции, напряженно размышляя над ходом истории, X. предпринял утопическую попытку найти некие универсальные числовые законы Времени, так или иначе влияющие на судьбы России и всего человечества. Прошлое, настоящее и будущее в его утопической системе представлялись лишь фрагментами единого непрерывного Времени, эластичного и циклично повторяющегося в своем круговом развитии. Настоящее, являясь вместе с прошлым частью целокупного времени, получало таким образом возможность перемещения в "научно предсказуемое" будущее. X. подходит к данному вопросу как...
Входимость: 3. Размер: 11кб.
Часть текста: и в юго-восточном приволжском крае, в таких городах, как Симбирск, Казань, Астрахань, где ещё сохранились тогда следы восточной культуры. Постоянное соприкосновение с природой, провинциальная патриархальность также наложили известный отпечаток на формирование мировоззрения Хлебникова. Читать Хлебников выучился с четырехлетнего возраста, в детстве уже начал заниматься языками и рисованием. Помимо гимназических учителей, среди преподавателей, занимавшихся с ним дома, следует отметить критика Глинку-Волжского, Н. Л. Брюханова, 3. П. Соловьева, художников П. П. Бенькова и Л. Чернова-Плесского. Особенно много занимался Хлебников живописью во время пребывания в Казани; владение техникой живописи и художественную одаренность Хлебникова отмечают и все знавшие его в более поздние годы. Следует отметить, что семья Хлебниковых располагала хорошей домашней библиотекой, в которой, по свидетельству родных, В. В. познакомился с произведениями Дидро, Канта, Спенсера, Конта, Тэйлора, Берви-Флеровского. После Волыни, где прошли детские годы Хлебникова, семья его переехала в Симбирскую губернию, в село Памаево, откуда в 1897 году Виктора Владимировича отправили в Симбирск для поступления в гимназию. Хлебников поступил в третий класс симбирской гимназии, в которой проучился всего лишь год, так как в следующем, 1898 году Хлебниковы всей семьей перебрались в Казань, где он перевелся в четвертый класс 3-й казанской гимназии. В гимназии Хлебников, по словам родных, проявлял наибольший интерес к литературе, истории и математике. В 1903 году Хлебников окончил восемь классов гимназии, причем, помимо стандартных отметок, в аттестате было указано, что он «занимался с большим интересом математикой». По окончании гимназии летом 1903 года Хлебников поехал в геологическую экспедицию в Дагестан, по возвращении откуда он поступил в Казанский университет на математическое отделение физико-математического факультета. Казанский...
Входимость: 2. Размер: 51кб.
Часть текста: решительно расходился он с поэтом в оценке хлебниковских стихов. Если до конца своих дней Николай Заболоцкий называл Хлебникова «величайшим поэтом XX века», то Николай Чуковский с не меньшей категоричностью подчеркивал, что Хлебников для него был и остается «унылым бормотальщиком, юродивым на грани идиотизма, зеленой скукой, претенциозным гением без гениальности, усладой глухих к стиху формалистов и снобов». Н. А. Заболоцкий и Н. К. Чуковский — писатели тонкого художественного вкуса и широкого литературного кругозора. Тем не менее резко противоположными были оценки Хлебникова. Самым удивительным во всем этом мне кажется тот максимализм, та страстная запальчивость и безоговорочность, с какой одни превозносят поэта, а другие его отвергают. Кем же все-таки был Хлебников? — вправе спросить читатель, озадаченный только что приведенными высказываниями. Почему он неизменно вызывал то преувеличенно резкие, то непомерно восторженные отзывы? В прошлом году исполнилось полвека с тех пор, как он умер. Казалось бы, давно настало время утихнуть спорам, сгладиться контрастам, сблизиться оценкам, чтобы с достаточной отчетливостью выявились и подлинный облик поэта, и место, занятое им в истории русской и советской литературы. Потребность объективно разобраться в нем я испытываю очень давно. Я был знаком с Хлебниковым в дни моей ранней юности. Не с тем, вокруг которого группировались шумливые футуристы последнего предоктябрьского пятилетия. Того я не знал. Я знал другого, значительно повзрослевшего Хлебникова, жившего одинокой и внутренне сосредоточенной жизнью в тогдашней столице Советской Украины — Харькове. 2 Я встречался с ним в весенние и летние месяцы 1920 года. Как секретарь клуба «Коммунист» Харьковского губкома КП(б)У я получил задание организовать централь...
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Часть текста: (литограф. изд.) . Вест. В. Хл., №№ 1, 2 "Вестник Велимира Хлебникова", №№ 1, 2, М,, 1922 (литограф. изд.). "Временник", 1 "Временник", 1, М. [Харьков], изд. "Лирень", 1917. "Временник", 2 "Временник", 2, М. [Харьков], изд. "Лирень", 1917. "Временник", 4 "Временник", 4, М., изд. "Василиск и Ольга", 1918. "Гроссбух" ЦГАЛИ, ф. 527 (Хлебников), oп. 1, ед. хр. 64. ДЛ (1) Дохлая луна. 1-е изд., М. [Каховка], изд. "Гилея", 1913. ДП 1972 День поэзии 1972. М., "Сов. писатель", 1972. ДП 1975 День поэзии 1975. М., "Сов. писатель", 1975. ДС, 1 3 Хлебников В. Отрывок из "Досок судьбы", листы 1 3. М., 1922 1923. ЗК Записная книжка Велимира Хлебникова. М., изд. Всерос. союза поэтов, 1925. Изб. Хлебников В. Изборник стихов. 1907 1914 гг. Пг., изд. "ЕУЫ", 1914 (2-я часть кн. литограф. изд.). Мирсконца Крученых А. и Хлебников В. Мирсконца. М., изд. Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1912 (литограф. изд.). MK Молоко кобылиц. М., [Херсон], изд. "Гилея", 1914. MM Московские мастера. М., 1916. Настоящее Хлебников В. "Настоящее". Поэма. Альвэк. Стихи. Силлов. Библиография. М., изд. В. В. Хлебниковой, 1926. НХ Неизданный Хлебников, вып. 1 ХХХ, М., изд. "Группы друзей Хлебникова", 1928 1933 (стеклограф. изд.). ОшСм Хлебников В. Ошибка Смерти. М. [Харьков], изд. "Лирень", 1917. ПОВ Пощечина общественному вкусу. М., изд. Г, Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1913, Ряв! Хлебников В. Ряв! Перчатки. 1908 1914 гг. СПб., изд. "ЕУЫ", 1914. Садок I Садок судей, [I]. СПб., изд. ...
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Часть текста: в брачные узы со Смертью и, таким образом, женат. Жил на Волге, Днепре, Неве, Москве, Горыни. Перейдя перешеек, соединяющий водоемы Волги и Лены, заставил несколько пригоршней воды проплыть вместо Каспийского моря в Ледовитое. Переплыл залив Судака (3 версты) и Волгу у Енотаевска. Ездил на необузданных конях чужих конюшен. Выступил с требованием очистить русский язык от сора иностранных слов, сделавши все, что можно ждать от 10 стр<ок>. Напечатал: «О, рассмейтесь, смехачи»; в 365±48 дал людям способы предвидеть будущее, нашел закон поколений; «Девий бог», где населил светлыми тенями прошлое России; «Сельскую дружбу», через законы быта люда прорубил окно в звезды. Некогда выступил с воззванием к сербам и черногорцам по поводу Босно-Герцеговинского грабежа, отчасти оправдавшимся через несколько лет, в Балканскую войну, и в защиту угророссов, отнесенных немцами в разряд растительного царства. Материк, просыпаясь, вручает жезл людям морских окраин. В 1913 году был назван великим гением современности, какое звание храню и по сие время. Не был на военной службе. 1914 Примечания 274. НП, 352. Хл. родился (9 ноября 1885) в Черноярском уезде Астраханской степи среди...