• Приглашаем посетить наш сайт
    Жуковский (zhukovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1901"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Щетников А.И.: К вопросу о датировке некоторых ранних прозаических сочинений Хлебникова
    Входимость: 4. Размер: 53кб.
    2. Дуганов Р.В.: Рисунки Хлебникова
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    3. "Золотистые волосики..."
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    4. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    5. "Учитель и ученик"
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    6. Бермант Ю.: Поэт и чекисты
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    7. Кедров К.А.: Влияние «Воображаемой геометрии»
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    8. "С утробой медною..."
    Входимость: 1. Размер: 5кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Щетников А.И.: К вопросу о датировке некоторых ранних прозаических сочинений Хлебникова
    Входимость: 4. Размер: 53кб.
    Часть текста: трактуется как гениальное предвидение 19-летним студентом Казанского университета Виктором Хлебниковым будущих открытий Эйнштейна и Минковского. Саму же статью «Пусть на могильной плите прочтут...» некоторые исследователи считают программой научных исследований Хлебникова, изложенной в форме автоэпитафии (см. [Дуганов, 15], [Старкина, 466], [Бабков, 163]). Работая над статьей [Щетников], посвященной отражению идей специальной теории относительности в произведениях Велимира Хлебникова, мы в какой-то момент усомнились в том, что упомянутая фраза действительно является «предвидением», усмотрев в ней возможную отсылку к речи немецкого математика Германа Минковского (1864—1909) «Пространство и время», произнесенной в 1908 г. и опубликованной в 1910 г. в русском переводе [Минковский]. Выдвинув это предположение, мы тем самым вынуждены были усомниться в общепринятой датировке текста «Пусть на могильной плите прочтут...», указав в качестве нижней границы его написания 1908 г. Для проверки этой гипотезы мы проанализировали прочие фрагменты «(авто)эпитафии» на предмет наличия в них отсылок к тем печатным источникам, из которых Хлебников мог черпать свои заимствования. В результате произведенных изысканий было установлено, что текст Хлебникова с большой степенью вероятности отсылает к ряду научных открытий, сделанных в 1908–1911 гг., а также к нескольким научно-популярным книгам, изданным в русском переводе в это же время. По ходу работы мы обращались к другим прозаическим опытам Велимира Хлебникова, датируемым обычно 1901—1904 гг. При этом выяснилось, что традиционная датировка незаконченного романа «Еня Воейков», а также набросков «О будущем человека» и «О времени» тоже может быть поставлена под сомнение....
    2. Дуганов Р.В.: Рисунки Хлебникова
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    Часть текста: с которой можно понять его рисунки. Даже если бы у нас был один только этот автопортрет, мы вправе были бы говорить о графике Хлебникова. Перед нами не просто самоизображение, но именно автопортрет поэта, в котором поразительно внешнее, но еще больше внутреннее сходство. Через «образ поэта» нам открывается и особый строй хлебниковской поэзии. В этом смысле его можно было бы назвать автопортретом поэтического слова. Такое сближение изображения и слова свойственно было многим современникам Хлебникова (вспомним хотя бы рисованные дневники Ремизова, «стихокартины» Каменского, идеографические плакаты Маяковского) да и вообще всей эпохе, которая, по убеждению поэта, ознаменована была «победой глаза над слухом». Никогда в истории русского искусства живопись и поэзия не сходились так тесно. Причем ведущая роль тут принадлежала изобразительному искусству, и может быть, раньше других это осознал Хлебников. «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью». — писал он. Искусствовед Б. Денике вспоминал, как в 1912 году, вместе с ним и Маяковским рассматривая картины щукинского собрания, «Хлебников проводил аналогии между новой французской живописью и своими формальными исканиями в области поэтического языка». И нередко источники замысла тех или иных его литературных...
    3. "Золотистые волосики..."
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: "Золотистые волосики..." Ю. С. Золотистые волосики, Точно день Великороссии. В светло-серые лучи Полевой глаз огородится: Это брызнули ключи Синевы у Богородицы. 1921 Примечания 150.V, 67. Посвящ. восстановлено по автографу ("Гроссбух"). Ю. С. — Юлия Степановна Самородова (1901 — после 1929), художница, о встречах Хл. с ней в Баку и Пятигорске см. Самородова 1972. См. также стих. 149.
    4. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: провинции, главным образом на Волыни и в юго-восточном приволжском крае, в таких городах, как Симбирск, Казань, Астрахань, где ещё сохранились тогда следы восточной культуры. Постоянное соприкосновение с природой, провинциальная патриархальность также наложили известный отпечаток на формирование мировоззрения Хлебникова. Читать Хлебников выучился с четырехлетнего возраста, в детстве уже начал заниматься языками и рисованием. Помимо гимназических учителей, среди преподавателей, занимавшихся с ним дома, следует отметить критика Глинку-Волжского, Н. Л. Брюханова, 3. П. Соловьева, художников П. П. Бенькова и Л. Чернова-Плесского. Особенно много занимался Хлебников живописью во время пребывания в Казани; владение техникой живописи и художественную одаренность Хлебникова отмечают и все знавшие его в более поздние годы. Следует отметить, что семья Хлебниковых располагала хорошей домашней библиотекой, в которой, по свидетельству родных, В. В. познакомился с произведениями Дидро, Канта, Спенсера, Конта, Тэйлора, Берви-Флеровского. После Волыни, где прошли детские годы Хлебникова, семья его переехала в Симбирскую губернию, в село Памаево, откуда в 1897...
    5. "Учитель и ученик"
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    Часть текста: слова склоняются по падежам своим концом — ты мне должен простить, что я ввожу в общество застенчивых молодых людей из русского, не слишком почитаемого нами языка. Но не скучная ли это вещь? Учитель. Нет, нет, нисколько. Продолжай. Ученик. Слыхал ли ты, однако, про внутреннее склонение слов? Про падежи внутри слова? Если родительный падеж отвечает на вопрос «откуда», а винительный и дательный на вопрос «куда» и «где», то склонение по этим падежам основы должно придавать возникшим словам обратные по смыслу значения. Таким образом слова-родичи должны иметь далекие значения. Это оправдывается. Так, бобр и бабр , означая безобидного грызуна и страшного хищника и образованные винительным и родительным падежами общей основы «бо», самым строением своим описывают, что бобра следует преследовать, охотиться за ним как за добычей, а бабра следует бояться, так как здесь сам человек может стать предметом охоты со стороны зверя. Здесь простейшее тело изменением своего падежа изменяет смысл словесного построения. В одном слове предписывается, чтобы действие боя было направлено на зверя (винительный — куда?), а в другом слове указывается, что действие боя исходит из зверя (родительный — откуда?). Бег бывает вызван боязнью, а бог — существо, к которому должна быть обращена боязнь. Также слова лес и лысый или еще более одинаковые слова лысина и лесина , означая присутствие и отсутствие какой-либо растительности (Ты знаешь, что значит лысая гора ? Ведь лысыми горами зовутся лишенные леса горы или головы), возникли через изменение направления простого слова ла склонением его в родительном (лысый) и дательном (лес) падежах. Лес есть дательный падеж, лысый — родительный. Как и в других случаях, е и ы суть доказательства разных падежей одной и той же основы. Место, где исчезнул лес, зовется лысиной. Также бык есть то, откуда следует ждать...
    6. Бермант Ю.: Поэт и чекисты
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: пойдет речь, сразу привлекло внимание. Обратный адрес на конверте сообщал, что пришло оно из израильского города Бат-Ям. Его автор много лет прожил в Харькове, хотя около десяти лет назад сменил место жительства, не смог оставить своего увлечения — историю Харькова. В письме он прислал несколько статей, посвященных этой теме. Одну из них мы и публикуем сегодня. Действительно, о жутких зверствах этого садиста я сам не раз слышал от матери и многих других людей, которые в те страшные годы жили в Харькове. С.А. Саенко был членом харьковской ЧК в 1919 году. О нем упоминает А.И. Солженицын в своем «Архипелаге ГУЛАГ». Но гораздо раньше образ кровавого чекиста был показан Велимиром Хлебниковым в поэме «Председатель чеки». Сама поэма была навеяна фактами из жизни молодого следователя Реввоентрибунала 14-й армии А.Н. Андриевского (1899 – 1983), с которым поэт одно время сблизился. Концовка же произведения почти целиком посвящена злодеяниям вышеупомянутого Саенко, "того страшного комиссара Саенко", о котором, между прочим, писал и А.Н. Толстой во второй книге «Хождения по мукам». Портрет чекиста еще до недавнего времени висел в одном из музеев. Чтобы выяснить, что связывало великого поэта со...
    7. Кедров К.А.: Влияние «Воображаемой геометрии»
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: изложение дипломной работы. Казанский государственный университет. 1967 г. Работа защищена на «отлично». В 1969 г. представлена как вступительный реферат в аспирантуру Литературного ин-та СП СССР им. А.М. Горького и оценена на «отлично» профессором В.Я. Кирпотиным и профессором С.И. Машинским. Глава I Еще в первом прозаическом отрывке под названием «Завещание» Хлебников сказал: «Пусть на его могиле напишут: «он связал пространство и время…» Это прямая реминисценция чугунной эпитафии на могиле Лобачевского: «Член общества Геттингенских северных антиквариев, почетный попечитель и почетный ректор Казанского Императорского университета и многих орденов кавалер Н.Г. Лобачевский». Ни слова о «воображаемой геометрии», обессмертившей его имя. В 1901 г. Хлебников прослушал курс «Воображаемой геометрии» в том самом Казанском университете, где когда-то ректорствовал гениальный геометр. Позднее об этом в стихах: Я помню лик, суровый и угрюмый, Запрятан в воротник: То Лобачевский — ты, суровый Числоводск… Во дни «давно» и весел Сел в первые ряды кресел Думы моей, Чей занавес уже поднят. Еще отчетливее Хлебников сформулировал свой геометрический манифест, прямо заявив, что поэтику Пушкина следует уподобить «доломерию Евклида», а поэтику футуристов следует уподобить «доломерию Лобачевского». Идея связать пространство и время возникла в сознании студента Казанского университета чуть-чуть раньше того момента, когда Герман Минковский прочтет свой доклад о пространственно-временном континууме: «отныне время само по себе и пространство само по себе становятся пустой фикцией, и только объединение их в некую новую субстанцию сохраняет ...
    8. "С утробой медною..."
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: почерк напевал, Как медную пластину — губ Шаляпина Толпою управлявший голос. Ты, мясо медное с сухою кожей В узорном чучеле веселых жен, По скатерти стола задумчивый прохожий, — Ты тенью странной окружен. В переселенье душ ты был, Быть может, раньше — нож. Теперь неси в сердцах песчаных Из мысли нож! Люди открытий, Люди отплытий, Режьте в Реште Нити событий. Летевший Древний германский орел, Утративший Ха , Ищет его В украинском «разве», В колосе ржи. Шагай Через пустыню Азии, Где блещет призрак Аза, Звоном зовет сухие рассудки. 2 Раньше из Ганга священную воду В шкурах овечьих верблюды носили, Чтоб брызнуть по водам свинцовым на Волге, реке дикарей Этот, из меди верблюд, Чернильные струи от Волги до Ганга Нести обречен. Не расплещи же, Путник пустыни стола, Бочонок с чернилами! * 5 июня 1921 * Почерк писателя настраивает душу читателя на одно и то же число колебаний. Задача переносить груз чисел колебания из одной души в другую выпала <на> долю одного испаганского верблюда, когда он пески пустыни променял на плоскость стола, живое мясо — на медь, а свои бока расписал веселыми ханум, не боящимися держать в руках чаши с вином. Итак, находясь у тов. Абиха, верблюд обречен носить на горбах равенство основного душевного звука в душе писателя и душ<е> чит<ателя>. Аз — освобожденная личность, освобожден<ное> Я. Хабих — по-германски орел. Орел хабих летит в страну Азии, построивш<ую> свободную личность, чего она до сих пор...