• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1899"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Щетников А.И.: К вопросу о датировке некоторых ранних прозаических сочинений Хлебникова
    Входимость: 6. Размер: 53кб.
    2. Владимирский Б.М.: Хронос и часы (с комментарием В. Молотилова)
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    3. Бермант Ю.: Поэт и чекисты
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    4. "Учитель и ученик"
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    5. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    6. "Пен пан"
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    7. "Зверь+число"
    Входимость: 1. Размер: 3кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Щетников А.И.: К вопросу о датировке некоторых ранних прозаических сочинений Хлебникова
    Входимость: 6. Размер: 53кб.
    Часть текста: о датировке некоторых ранних прозаических сочинений Велимира Хлебникова 1. Постановка проблемы Прозаический опыт Велимира (Виктора) Хлебникова «Пусть на могильной плите прочтут...», датируемый в публикациях 24 ноября 1904 г., принято считать одним из самых ранних сохранившихся сочинений Хлебникова. Его первая часть представляет собой эпитафию некоему вымышленному лицу, совершившему ряд значительных открытий в различных науках; вторая часть, начинающаяся с подзаголовка «О пяти и более чувствах», стилизована под научно-популярную лекцию из области психофизиологии восприятия. Содержащаяся в перечне научных открытий фраза «он связал время с пространством» зачастую трактуется как гениальное предвидение 19-летним студентом Казанского университета Виктором Хлебниковым будущих открытий Эйнштейна и Минковского. Саму же статью «Пусть на могильной плите прочтут...» некоторые исследователи считают программой научных исследований Хлебникова, изложенной в форме автоэпитафии (см. [Дуганов, 15], [Старкина, 466], [Бабков, 163]). Работая над статьей [Щетников],...
    2. Владимирский Б.М.: Хронос и часы (с комментарием В. Молотилова)
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    Часть текста: В. Молотилова) Хронос и часы (вопросы исследования и моделирования физиологического времени) Б.М. Владимирский (комментарий В. Молотилова) Хотя время по звездам мы отсчитываем в точности так же, как там и тогда, то есть как отсчитывали его задолго до урского странника, и хотя мы, в свою очередь, передадим этот счет самым далеким нашим потомкам, значение, вес и насыщенность земного времени не бывают одинаковы всегда и везде; у времени нет постоянной меры даже при всей халдейской объективности его измерения; шестьсот лет тогда и под тем небом представляли собой нечто иное, чем шестьсот лет в нашей поздней истории... Т. Манн. Иосиф и его братья В отличии от Ньютона и Шопенгауэра Ваш предок не верил в единое абсолютное время. Он верил в бесконечный ряд времен, в развивающуюся ошеломляющую сеть расходящихся, сходящихся и параллельных времен. Эта сеть времен, которые сближались друг с другом, разветвлялись, обрывались или ничего не знали друг о друге в течение столетий, охватывает все возможности времени. Хорхе Луис Борхес. Лабиринты Слова, вынесенные в заголовок, являются частью одного из тезисов доклада о хронотопе, сделанного А.А....
    3. Бермант Ю.: Поэт и чекисты
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: А.И. Солженицын в своем «Архипелаге ГУЛАГ». Но гораздо раньше образ кровавого чекиста был показан Велимиром Хлебниковым в поэме «Председатель чеки». Сама поэма была навеяна фактами из жизни молодого следователя Реввоентрибунала 14-й армии А.Н. Андриевского (1899 – 1983), с которым поэт одно время сблизился. Концовка же произведения почти целиком посвящена злодеяниям вышеупомянутого Саенко, "того страшного комиссара Саенко", о котором, между прочим, писал и А.Н. Толстой во второй книге «Хождения по мукам». Портрет чекиста еще до недавнего времени висел в одном из музеев. Чтобы выяснить, что связывало великого поэта со следователем Реввоентрибунала, обратимся к биографии Хлебникова и вернемся в Харьков 1919 – 1920-х годов. Путешествуя по стране, поэт в марте 1919 года приехал в Москву, где встретился с Маяковским, Пастернаком. Там он занимался подготовкой к изданию сборника своих произведений. Вскоре Хлебников отправился в Харьков, где жил в 1916 – 1917 годах, и пробыл в нашем городе до конца августа 1920 года. Власть в Харькове в 1919 году неоднократно переходила из рук в руки. Летом армия генерала Деникина развернула стремительное наступление на Москву. 25 июня деникинцы вошли в Харьков. Белая контрразведка, разместившаяся в доме бывшего Дворянского собрания, активно вылавливала подпольщиков-большевиков. В то же время в городе легально действовал меньшевистско-бундовский клуб Бронислава Гроссера, куда приходили не только меньшевики, но и некоторые большевики....
    4. "Учитель и ученик"
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    Часть текста: я ввожу в общество застенчивых молодых людей из русского, не слишком почитаемого нами языка. Но не скучная ли это вещь? Учитель. Нет, нет, нисколько. Продолжай. Ученик. Слыхал ли ты, однако, про внутреннее склонение слов? Про падежи внутри слова? Если родительный падеж отвечает на вопрос «откуда», а винительный и дательный на вопрос «куда» и «где», то склонение по этим падежам основы должно придавать возникшим словам обратные по смыслу значения. Таким образом слова-родичи должны иметь далекие значения. Это оправдывается. Так, бобр и бабр , означая безобидного грызуна и страшного хищника и образованные винительным и родительным падежами общей основы «бо», самым строением своим описывают, что бобра следует преследовать, охотиться за ним как за добычей, а бабра следует бояться, так как здесь сам человек может стать предметом охоты со стороны зверя. Здесь простейшее тело изменением своего падежа изменяет смысл словесного построения. В одном слове предписывается, чтобы действие боя было направлено на зверя (винительный — куда?), а в другом слове указывается, что действие боя исходит из зверя (родительный — откуда?). Бег бывает вызван боязнью, а бог — существо, к которому должна быть обращена боязнь. Также слова лес и лысый или еще более одинаковые слова лысина и лесина , означая присутствие и отсутствие какой-либо растительности (Ты знаешь, что значит лысая гора ? Ведь лысыми горами зовутся лишенные леса горы или головы), возникли через изменение направления простого слова ла склонением его в родительном (лысый) и дательном (лес) падежах. Лес есть дательный падеж, лысый — родительный. Как и в других случаях, е и ы суть доказательства разных падежей одной и той же основы. Место, где исчезнул лес, зовется лысиной. Также бык есть...
    5. Степанов Н.Л.: Велимир Хлебников
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: Владимир Алексеевич — естественник-орнитолог. В своей автобиографии Хлебников писал об отце: «Отец — поклонник Дарвина и Толстого. Большой знаток царства птиц, изучавший их целую жизнь; имел друзей путешественников». Влиянию отца можно приписать ранний интерес Хлебникова к естественным наукам и математике, сохранившийся в течение всей его жизни. Мать Хлебникова Екатерина Николаевна, историк по образованию, своими рассказами способствовала возникновению того интереса к истории, который проявился у Хлебникова еще в детские годы. Помимо Виктора Владимировича, в семье было еще четверо детей (Борис, Екатерина, Александр и Вера). Детство и юношеские годы Хлебникова прошли в обстановке провинции, главным образом на Волыни и в юго-восточном приволжском крае, в таких городах, как Симбирск, Казань, Астрахань, где ещё сохранились тогда следы восточной культуры. Постоянное соприкосновение с природой, провинциальная патриархальность также наложили известный отпечаток на формирование мировоззрения Хлебникова. Читать Хлебников выучился с четырехлетнего возраста, в детстве уже начал заниматься языками и рисованием. Помимо гимназических учителей, среди преподавателей, занимавшихся с ним дома, следует отметить критика Глинку-Волжского, Н. Л. Брюханова, 3. П. Соловьева, художников П. П. Бенькова и Л. Чернова-Плесского. Особенно много занимался Хлебников живописью во время пребывания в Казани; владение техникой живописи и художественную одаренность Хлебникова отмечают и все знавшие его в более поздние годы. Следует отметить, что семья Хлебниковых располагала хорошей домашней библиотекой, в которой, по свидетельству родных, В. В. познакомился с...
    6. "Пен пан"
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: пан" ПЕН ПАН У вод я подумал о бесе И о себе, Над озером сидя на пне. Со мной разговаривал пен пан И взора озерного жемчуг Бросает воздушный, могуч меж Ивы, Большой, как и вы. И много невестнейших вдов вод Преследовал ум мой, как овод, Я, брезгая, брызгаю ими. Мое восклицалося имя — Шепча, изрицал его воздух. Сквозь воздух умчаться не худ зов. Я озеро бил на осколки И после расспрашивал: «Сколько?» И мир был прекрасно улыбен, Но многого этого не было. И свист пролетевших копыток Напомнил мне много попыток Прогнать исчезающий нечет Среди исчезавших течений. <Конец 1915> Примечания 86. ЧП, с. 88; печ. по II, 218 (с попр. Хл. на экз. ЧП, находившемся у Г. Н. Петникова; ср. НП, 16). Связанное с картиной М. А. Врубеля "Пан" (1899), стих. построено на рифмах-перевертнях и имеет экспериментальный характер. Загл. перекликается со строкой "Панна пены, Пана пены..." из "Войны в мышеловке", с. 456. Взора озерного жемчуг — см. в стих. 85: "Прекрасные жемчужные глаза". Изрицал...
    7. "Зверь+число"
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: "Зверь+число" ЗВЕРЬ+ЧИСЛО Когда мерцает в дыме сел Сверкнувший синим коромысел, Проходит Та, как новый вымысел, И бросит ум на берег чисел. Воскликнул жрец: «О, дети, дети!» — На речь афинского посла. И ум, и мир, как плащ, одеты На плечах строгого числа. И если смертный морщит лоб Над винно-пенным уравнением, Узнайте: делает он, чтоб Стать роста на небо растением. Прочь застенок! Глаз не хмуря, Огляните чисел лом. Ведь уже трепещет буря, Полупоймана числом. Напишу в чернилах: верь! Близок день, что всех возвысил! И грядет бесшумно зверь С парой белых нежных чисел! Но, услышав нежный гомон Этих уст и этих дней, Он падет, как будто сломан, На утесы меж камней. 21 августа 1915 Примечания 84. "Звезда", 1975, № 11, с. 199. Стих. вписано в альбом Веры Борисовны Лазаревской (1899) с пометой: "21.VIII. 1915. Палэ-Рояль" (гостиница в Петрограде). Зверь — в Апокалипсисе "звериное число" 666 обозначает грядущего зверя — Антихриста. Хл. противопоставляет этой вере — меру, а "веродателям" — "меродателей" (ЦГАЛИ). Коромысел — см. примеч. 56.   Та (и ниже: буря ) — повидимому, первая мировая война, обострившая интерес Хл. к поискам числовых закономерностей в историческом процессе. Жрец,  ...   афинский посол — намек на упоминаемый в диалоге Платона "Тимей" разговор древнеегипетского жреца с Салоном о числах.