• Приглашаем посетить наш сайт
    Успенский (uspenskiy.lit-info.ru)
  • Мариенгоф А.: Из публикации "Роман без вранья"

    А. Мариенгоф


    РОМАН БЕЗ ВРАНЬЯ


    29


    В Харькове жил Велимир Хлебников. Решили его проведать. Очень большая квадратная комната. В углу железная кровать без матраца и тюфяка, в другом углу табурет. На нем обгрызки кожи, дратва, старая оторванная подметка, сапожная игла и шило.

    Хлебников сидит на полу и копошится в каких-то ржавых, без шляпок, гвоздиках. На правой руке у него ботинок.

    Он встал нам навстречу и протянул руку с ботинком.

    Я, улыбаясь, пожал башмак. Хлебников даже не заметил.

    Есенин спросил:

    — Это что у вас, Велимир Викторович, сапог вместо перчатки?

    Хлебников сконфузился и покраснел ушами — узкими, длинными, похожими на спущенные рога:

    — Вот... сам сапоги тачаю... Садитесь...

    Сели на кровать.

    — Вот...

    И обвел большими серыми глазами, чистыми, как у святых на иконах Дионисия Глушицкого, пустынный квадрат, оклеенный выцветшими обоями.

    — Комната вот... прекрасная... только не люблю вот... мебели много... лишняя она... мешает.

    Я подумал, что Хлебников шутит.

    А он говорил строго, тормоша волосы, низко, под машинку остриженные после тифа.

    Голова у Хлебникова узкая и длинная, как стакан простого стекла, просвечивающий зелёным.

    — И спать бы вот можно на полу, а табурет нужен заместо стола... я на подоконнике... пишу... керосина у меня нет... вот и учусь в темноте... писать... всю ночь сегодня... поэму...

    И показал лист бумаги, исчерченный каракулями, сидящими друг на друге, сцепившимися и переплетшимися. Невозможно было прочесть ни одного слова.

    — Вы что ж, разбираете это?

    — Нет... думал вот, строк сто написал... а когда рассвело.. вот и... — Глаза стали горькими: — Поэму жаль... вот... Ну, ничего... я научусь в темноте...

    На Хлебникове длинный сюртук с шелковыми лацканами и парусиновые брюки, стянутые ниже колен обмотками. Подкладка пальто служит простыней.

    Хлебников смотрит на мою голову — разделенную блестящим, как перламутр, пробором, и выутюженную жесткой щеткой:

    — Мариенгоф, мне нравится ваша прическа... я вот тоже такую себе сделаю...

    Есенин говорит:

    — Велимир Викторович, вы ведь Председатель Земного Шара. Мы хотим в городском Харьковском театре всенародно и торжественным церемониалом упрочить ваше избрание.

    Хлебников благодарно жмет нам руки.

    Неделю спустя перед тысячеглазым залом совершается ритуал.

    После каждого четверостишия, как условлено, он произносит:

    — Верую.

    Говорит «верую» так тихо, что мы только угадываем слово. Есенин толкает его в бок:

    — Велимир, говорите громче. Публика ни черта не слышит.

    Хлебников поднимает на него недоумевающие глаза, как бы спрашивая: «Но при чем же здесь публика?»

    И еще тише, одним движением рта, повторяет:

    — Верую.

    В заключение, как символ Земного Шара, надеваем ему на палец кольцо, взятое на минуточку у четвертого участника вечера — Бориса Глубоковского.

    Опускается занавес.

    Глубоковский подходит к Хлебникову:

    — Велимир, снимай кольцо.

    Хлебников смотрит на него испуганно и прячет руку за спину.

    Глубоковский сердится:

    — Брось дурака ломать, отдавай кольцо!

    Есенин надрывается от смеха.

    У Хлебникова белеют губы:

    — Это... это... Шар... символ Земного Шара... А я — вот... меня... Есенин и Мариенгоф в Председатели...

    Глубоковский, теряя терпение, грубо стаскивает кольцо с пальца. Председатель Земного Шара Хлебников, уткнувшись в пыльную театральную кулису, плачет большими, как у лошади, слезами.

    Перед отъездом в Москву отпечатали мы в Харькове сборничек «Харчевня зорь».

    Есенин поместил в нем «Кобыльи корабли», я — «Встречу», Хлебников — поэму и небольшое стихотворение:

    Голгофа
    Мариенгофа.
    Город
    Распорот.
    Воскресение
    Есенина.
    Господи, отелись
    В шубе из лис.



    Источник заимствования: www.ka2.ru

    Раздел сайта: