• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • "Мария Вечора"


    МАРИЯ ВЕЧОРА

    Выступы замок простер
    В синюю неба пустыню.
    Холодный востока костер
    Утра встречает богиню.
    И тогда-то
    Звон раздался от подков.
    Бел, как хата,
    Месяц ясных облаков
    Лаву видит седоков.
    И один из них широко
    Ношей белою сверкнул,
    И в его ночное око
    Сам таинственный разгул
    Выше мела белых скул
    Заглянул.
    «Не святые, не святоши,
    В поздний час несемся мы,
    Так зачем чураться ноши
    В час царицы ночи — тьмы!»
    Уж по твердой мостовой
    Идут взмыленные кони.
    И опять взмахнул живой
    Ношей мчащийся погони.
    И кони устало зевают, замучены,

    Усы золотые закручены
    Вождя веселящейся знати.
    И, вящей породе поспешная дань,
    Ворота раскрылися настежь.
    «Раскройся, раскройся, широкая ткань,
    Находку прекрасную застишь.
    В руках моих дремлет прекрасная лань!»
    И, преодолевая странный страх,
    По пространной взбегает он лестнице
    И прячет лицо в волосах
    Молчащей кудесницы.
    «В холодном сумраке покоя,
    Где окружили стол скамьи,
    Веселье встречу я какое
    В разгуле витязей семьи?»
    И те отвечали с весельем:
    «Правду промолвил и дело.
    Дружен урод с подземельем,
    И любит высоты небесное тело».—
    «Короткие четверть часа
    Буду вверху и наедине.
    Узнаю, льнут ли ее волоса
    К моей молодой седине».
    И те засмеялися дружно.
    Качаются старою стрелкой часы.

    Те всадники крутят лихие усы...
    Но что это? Жалобный стон и трепещущий говор,
    И тела упавшего шум позже стука.
    Весь дрожа, пробегает в молчании повар
    И прочь убегает, не выронив звука.
    И мчатся толпою, недоброе чуя,
    До двери высокой, дубовой и темной,
    И плачет дружинник, ключ в скважину суя,
    Суровый, сердитый, огромный.
    На битву идут они к женственным чарам,
    И дверь отворилась под тяжким ударом
    Со скрипом, как будто, куда-то летя,
    Грустящее молит и плачет дитя.
    Но зачем в их руках заблистали клинки?
    Шашек лезвия блещут из каждой руки.
    Как будто заснувший, лежит общий друг,
    И на пол стекают из крови озера.
    А в углу близ стены — вся упрек и испуг —
    Мария Вечора.

    <1909 — 1912>




    Примечания

    31. Садок II, с. 21 (первонач. ред.; автограф подписан псевдонимом "Вадим Хлебников" — ЦГАЛИ; перепеч. среди поэм — I, 67). Изб., с. 20 (с сокр. и изм.; учтены в Хл. 1936: 83 среди стих.); перепеч.— Хл. 1960 среди стих. Печ. по Хл. 1960:83. В основе сюжета — самоубийство эрцгерцога Рудольфа (1858 — 1889) и его возлюбленной 20-летней румынской баронессы Марии Ве"славянку" Вечору, но ср.: "Румынкой, дочерью Дуная" — стих. 54. Трансформация самоубийства в убийство непокорной "славянкой" наследника Габсбургов также значима для Хл.; ср. его призыв 1908 г.: "Долой Габсбургов!" (см. стих. 30). Имя Марии Вечоры встречается и в поздних текстах Хл. (см., напр., V, 98).

    1. Мчащийся погони — т.е. от погони.
    2. — первонач.: ли льнут.