• Приглашаем посетить наш сайт
    Баратынский (baratynskiy.lit-info.ru)
  • "1905 год"


    1905 ГОД

    Пули, летя невпопад,
    В колокола били набат.
    Царь! Выстрел вышли:
    Мы вышли!
    А, Волга, не сдавай,
    Дон, помогай!
    Кама, Кама! Где твои орлы?
    Днепр, где твои чубы?
    Это широкие кости,
    Дворцов самочинные гости,
    Это ржаная рать
    Шла умирать!
    С бледными, злыми, зелеными лицами,
    Прежде добры и кроткй,
    Глухо прорвали плотину
    И хлынули
    Туда, где полки
    Шашки железные наголо вынули.

    Улиц спокойных долгие годы!
    Это народ выпрямляется в росте
    Со знаменем алым свободы!
    Брать плату оков с кого?
    И не обеднею Чайковского,
    Такой медовою, что тают души,
    А страшною, чугунною обедней
    Ответил выстрел первый и последний,
    Чтоб на снегу валялись туши.
    Дворец с безумными глазами,
    Дворец свинцовыми устами,
    Похож на мертвеца,
    Похож на Грозного-отца,
    Народ «любимый» целовал...
    Тот хлынул прочь, за валом вал...
    Над Костромой, Рязанью, Тулой,
    Ширококостной и сутулой,
    Шарахал веник пуль дворца.
    Бежали, пальцами закрывши лица,

    Шумела в колокол столица,
    Но то, что было, будет вновь.
    Чугунных певчих без имен —
    Придворных пушек рты открыты:

    Это отец подымал свой ремень
    На тех, кто не сыты!
    И, отступление заметив,
    Чугунным певчим Шереметев
    Махнул рукой, сказав: «Довольно
    »
    С челюстью бледной, дрожащей, угрюмой,
    С остановившейся думой
    Шагают по камням знакомым:
    «Первый блин комом!»




    Примечания

    148. Стенгаз. "Кавказская коммуна" (Пятигорск, ТерРОСТА, 1921); печ. по ДП 1975, с. 210 (другая ред., 1922 г.— НП, 188). Хл. вспоминает день Кровавого воскресенья и поражение первой рус. революции.

    1. Мы вышли! — имеется в виду и "выход" будетлян, который в идеологическом отношении Хл. связывал именно с событиями 1905 г. Обращения к рекам предстают в стих. и как аллюзии на место рождения Хл. в междуречье Волги и Дона, на любовь В. В. Каменского к Каме, на встречи будетлян ("гилейцев"; ср. стих. 58) в низовьях Днепра.
    2. переосмысление образов известной картины И. Е. Репина.
    3. Шереметев А. Д. — дирижер и композитор, в 1905 г. начальник придворно-певческой капеллы.

    Раздел сайта: