• Приглашаем посетить наш сайт
    Бальмонт (balmont.lit-info.ru)
  • "Шествие осеней Пятигорска"


    ШЕСТВИЕ ОСЕНЕЙ ПЯТИГОРСКА

    1

    Опустило солнце осеннее
    Свой золотой и теплый посох,
    И золотые черепа растений
    Застряли на утесах,
    Сонные тучи осени синей,
    По небу ясному мечется иней.
    Лишь золотые трупики веток
    Мечутся дико и тянутся к людям:
    «Не надо делений, не надо меток,
    Вы были нами, мы вами будем».
    Бьются и вьются,
    Сморщены, скрючены,
    Ветром осенним дико измучены.
    Тучи тянулись кверху уступы.
    Черных деревьев голые трупы
    Черные волосы бросили нам,
    Точно ранним утром, к ногам еще босым
    С лукавым вопросом:
    «Верите снам?»
    С тобой буду на «ты» я,
    Сады одевают сны золотые.
    Все оголилось. Золото струилось.
    Вот дерева призрак колючий:
    В нем сотни червонцев блестят!
    Скряга, что же ты?
    Пойди и сорви,
    Набей кошелек!
    Или боишься, что воры
    Большие начнут разговоры?

    2

    Грозя убийцы лезвием,
    Трикратною смутною бритвой,
    Горбились серые горы:
    Дремали здесь мертвые битвы
    С высохшей кровью пены и пана.
    Это Бештау грубой кривой,
    В всплесках камней свободней разбоя,
    Похожий на запись далекого звука,
    На А или У в передаче иглой

    Древних охотников лука.
    Полон духа земли, облаком белый,
    Небу грозил боевым лезвием,
    Точно оно — слабое горло, нежнее, чем лен.
    Он же — кремневый нож
    В грубой жестокой руке,
    К шее небес устремлен.

    Но не смутился небесный объем:
    Божие ясно чело.
    Как прокаженного, крепкие цепи
    Бештау связали,
    К долу прибили
    Ловкие степи:
    Бесноватый дикарь — вдалеке!
    Ходят белые очи, и носятся полосы,
    На записи голоса,
    На почерке звука жили пустынники.
    В светлом бору, в чаще малинника
    Слушать зарянок

    Жилою была
    Горная голоса запись.
    Там светлые воды и камни-жрецы,
    Молились им, верно, седые отцы.

    3

    Кувшины издревле умершего моря
    Стояли на страже осени серой.
    Я древнюю рыбку заметил в кувшине.
    Проснулась волна это
    Мертвого моря.
    Из моря, ставшего серым строгим бревном,
    Напилены доски, орлы
    Умной пилой человека.
    Лестниц-ручьев, лада песен морей,
    Шероховаты ступени,
    Точно коровий язык, серый и грубый, шершавый.
    Белые стены на холмы вели
    По трупам усопшей волны, усопшего моря,
    Туда, на пролом,
    Где орел и труп моря

    Точно острые мечи.
    Над осени миром покорнее воска
    Лапти шагают по трупам морей,
    Босяк-великан беседует тихо
    Со мной о божиих пташках.
    Белый шлем над лицом плитняковым холма, степного вождя,
    Шероховатые шершавы лестниц лады,
    Песен засохшего моря!
    Серые избы из волн мертвого моря, из мертвого поля для бурь!
    Для китов и для ящеров поляна для древней лапты стала доской.
    Здесь кипучие ключи
    Человеческое горе, человеческие слезы
    Топят бурно в смех и пение.
    Сколько собак,

    Художники серой своей головы,
    Стерегут Пятигорск.
    В меху облаков
    Две Жучки,
    Курган Золотой, Машук и Дубравный.

    А в городе смотрятся в окна
    Писатели, дети, врачи и торговцы!
    И волос девушки каждой — небоскреб тысяч людей!
    Эти зеленые крыши, как овцы,
    Тычутся мордой друг в друга и дремлют.
    Ножами золотыми стояли тополя,
    И девочка подруге кричит задорно «ля».
    Гонит тучи ветреный хвост.—

    4

    Осени скрипки зловещи,
    Когда золотятся зеленые вещи.
    Ветер осени
    Швырял листьями в небо, горстью любовных писем,
    И по ошибке попал в глаза (дыры неба среди темных веток).
    Я виноват,
    Что пошел назад.
    Тыкал пальцем в небо,
    Горько упрекая,
    И с земли поднял и бросил
    В лицо горсть

    Что поздно.

    5

    Плевки золотые чахотки
    И харканье золотом веток,
    Карканье веток трупа золотого, веток умерших,
    Падших к ногам.
    Шурши, где сидела Шура, на этой скамье,
    Шаря корня широкий сапог, шорох золотого,
    Шаря воздух, садясь на коней ветра мгновенного,
    В зубы ветру смотря и хвост подымая,
    Табор цыган золотых,
    Стан бродяг осени, полон охоты летучей,
    погони и шипа.

    6

    Разбейся, разбейся,
    Мой мозг о громады народного «нет».
    Полно по волнам носиться
    Стеклянной звездою.
    Это мне над рыжей степью
    Осени снежный кукиш!
    А осень — золотая кровать

    Ухожу целовать
    Холодные пальцы зим.

    Стали черными, ослепли золотые глазята подсолнухов,
    Земля — мостовая из семенух.
    Сколько любовных речей
    Ныне затоптано в землю!
    Нежные вздохи
    Лыжами служат моим сапогам,
    Вместе с плевком вспорхнули на воздух!

    Любви с семенами подсолнуха.

    Октябрь — ноябрь 1921




    Примечания

    215. Печ. по НП, 51 (с попр.). Сокращ. ред. поэмы под загл. "Осень" (без Разделения на главки) напечатана Д. Козловым в "Красной нови", 1927, № 8; перепеч. III. 183. Сохранился черновик поэмы (ЦГАЛИ).

    1.   — метафора, представляющая пятиглавый силуэт Бештау (тюрк. "пять гор") в виде записи гигантской граммофонной иглой звуков А или У; см. также примеч. 218.
    2. Напилены доски — образ связан с "Досками судьбы" Хл.
    3. Две Жучки, Курган золотой, Машук, Дубравный — в черновике возле этой строчки Хл. нарисовал контуры этих гор (ЦГАЛИ). Две Жучки — народная этимология местных названий гор Юца и Джуца.
    4. "Ля" — ср. запись Хл.: "взглянь — зглянь — глянь — лянь — ля!" (ЦГАЛИ).