• Приглашаем посетить наш сайт
    Ходасевич (hodasevich.lit-info.ru)
  • "Игра в аду"

        ИГРА В АДУ
    
              Совместно с А. Крученых
    
         Свою любовницу лаская
         В объятьях лживых и крутых,
         В тревоге страсти изнывая,
         Что выжигает краски их,
    
         Не отвлекаясь и враждуя,
         Меняя ходы каждый миг,
         И всеми чарами колдуя,
         И подавляя стоном крик, -
    
         Разятся черные средь плена
         И злата круглых зал,
         И здесь вокруг трещат полена
         Чей души пламень сжал.
    
         Покой и мрачен и громоздок,
         Везде поддельные столбы,
         Здесь потны лица спертый воздух,
         И с властелинами рабы.
    
         Здесь жадность, обнажив копыта
         Застыла как скала,
         Другие с брюхом следопыта
         Приникли у стола.
    
         Сражаться вечно в гневе в яри,
         Жизнь вздернуть за власа,
         Иль вырвать стон лукавой хари
         Под визг верховный колеса!
    
         Ты не один - с тобою случай!
         Призвавший жить - возьми отказ!
         Иль черным ждать благополучья?
         Сгорать для кротких глаз?
    
         Они иной удел избрали:
         Удел восстаний и громов,
         Удел расколотой скрижали
         Полета в область странных снов!
         . . . . . . . . . . . . . . .
         Один широк был как котел,
         По нем текло ручьями сало,
         Другой же хил и вера сёл
         В чертей не раз его спасала.
    
         В очках сидели здесь косые
         Хвостом под мышкой щекоча,
         Хромые, лысые, рябые,
         Кто без бровей, кто без плеча.
    
         Здесь стук и грохот кулака
         По доскам шаткого стола,
         И быстрый говор: - Какова?
         Его семерка туз взяла!
    
         Перебивают как умело,
         Как загоняют далеко!
         Играет здесь лишь смелый,
         Глядеть и жутко и легко!
    
         Вот бес совсем зарвался, -
         Отчаянье пусть снимет гнет! -
         Удар... смотри - он отыгрался,
         Противник охает клянет.
    
         О как соседа мерзка харя!
         Чему он рад чему?
         Или он думает, ударя,
         Что мир покорствует ему?
    
         - Моя! - черней воскликнул сажи;
         Четой углей блестят зрачки, -
         В чертог восторга и продажи
         Ведут счастливые очки!..
    
         Сластолюбивый грешниц сейм
         Виясь, как ночью мотыльки,
         Чертит ряд жарких клейм
         По скату бесовской руки...
    
         И проигравшийся тут жадно
         Сосет разбитый палец свой,
         Творец систем, где все так ладно,
         Он клянчит золотой!..
    
         А вот усмешки, визги, давка,
         Что? что? Зачем сей крик?
         Жена стоит, как банка ставка,
         Ее обнял хвостач старик.
    
         Она красавица исподней
         Взошла, дыхание сдержала,
         И дышит грудь ее свободней
         Вблизи веселого кружала.
    
         И брошен вверх веселый туз,
         И пала с шелестом пятерка,
         И крутит свой мышиный ус
         Игрок суровый смотрит зорко...
         . . . . . . . . . . . . . . .
         И в нефти корчившийся шулер
         Спросил у черта: - Плохо брат?
         Затрепетал... - Меня бы не надули!
         Толкнул соседа шепчет: - Виноват!..
    
         С алчбой во взоре просьбой денег
         Сквозь гомон, гам и свист,
         Свой опустя стыдливо веник
         Стояла ведьма... липнул лист
    
         А между тем варились в меди
         Дрожали, выли и ныряли
         Ее несчастные соседи...
         (Здесь судьи строго люд карали!)
    
         И влагой той, в которой мыла
         Она морщинистую плоть,
         Они, бежа от меди пыла,
         Искали муку побороть.
    
         И черти ставят единицы
         Уставшим мучиться рабам,
         И птиц веселые станицы
         Глаза клюют, припав к губам...
    
         Здесь председатель вдохновенно
         Прием обмана изъяснял,
         Все знали ложь, но потаенно
         Урвать победу всяк мечтал!
    
         Тут раненый не протестуя
         Приемлет жадности удар,
         О боли каждый уж тоскует,
         И случай ищется как дар.
    
         Здесь клятвы знают лишь на злате,
         Прибитый долго здесь пищал,
         Одежды странны: на заплате
         Надежды луч протрепетал...
    
         И вот на миг вошло смятенье, -
         Уж проигравшийся дрожал, -
         Тут договор без снисхожденья:
         Он душу в злато обращал!
    
         Любимец ведьм венец красы
         Под нож тоскливый подведен,
         Ничком упал он на весы
         А чуб белей чем лен.
    
         И вот разрезан он и стружки,
         Как змейки, в воздухе дрожат,
         Такие резвые игрушки
         Глаза сожженные свежат!
    
         Любовниц хор, отравы семя,
         Над мертвым долго хохотал,
         И - вкуса злость - златое темя
         Их коготь звонко скрежетал!..
    
         Обогащенный новым даром
         Счастливец стал добрее
         И, опьяненный сладостным угаром,
         Играет он смелее!
    
         Но замечают черти: счастье
         Все валит к одному;
         Такой не видели напасти -
         И все придвинулись к нему.
    
         А тот с улыбкой скромной девы
         И светлыми глазами,
         Был страшен в тихом гневе,
         Все ворожа руками.
    
         Он, чудилося, скоро
         Всех обыграет и спасет
         Для мук рожденных и позора, -
         Чертей бессилит хладный пот.
    
         Но в самый страшный миг
         Он услыхал органа вой,
         И испустил отрадный крик,
         О стол ударился спиной.
    
         И все увидели: он ряжен
         И рана в нем давно зияла
         И труп сожжен обезображен
         И крест одежда обнажала.
    
         Но миг - и нет креста,
         И все кто видел - задрожал,
         Почуяв в сердце резь хлыста,
         И там заметивши кинжал...
    
         Спасеный чует мести ярость
         И сил прилив богатый,
         Горит и где усталость?
         И строен стал на час горбатый!..
    
         Разгул растет и ведьмы сжали
         В когтях ребенка-горбуна,
         Добычу тощую пожрали
         Верхом на угольях бревна...
    
         - Пойми! Пойми! Тебе я дадена!
         Твои уста, запястья, крути, -
         И полуобраз полутадина
         Локтями тянется к подруге...
    
         И ягуары в беге злобном
         Кружатся вечно близ стола,
         И глазом зелени подобным,
         Бросалась верная стрела...
    
         Еще! еще! и горы злата
         Уж давят видом игрока,
         Монет наполнена палата,
         Дрожит усталая рука.
    
         И стены сжалися, тускнея,
         И смотрит зорко глубина,
         Вот притаились веки змея,
         И веет смерти тишина...
    
         И скука, тяжко нависая,
         Глаза разрежет до конца,
         Все мечут банк и, загибая,
         Забыли путь ловца.
    
         И лишь томит одно виденье
         Первоначальных райских дней,
         Но строги каменные звенья,
         И миг - мечтания о ней!..
    
         И те мечты не обезгрешат:
         Они тоскливей, чем игра...
         Больного ль призраки утешат?
         Жильцу могилы ждать добра?..
    
         Промчатся годы - карты те же
         И та же злата желтизна,
         Сверкает день - все реже, реже,
         Печаль игры, как смерть сильна!
    
         От бесконечности мельканья
         Туманит, горло всем свело,
         Из уст клубится смрадно пламя
         И зданье трещину дало.
    
         К безумью близок каждый час,
         В глаза направлено бревно,
         Вот треск... и грома глас...
         Игра обвал - им все равно!..
         . . . . . . . . . . . . . .
         Все скука угнетает...
         И грешникам смешно...
         Огонь без пищи угасает
         И занавешено окно...
    
         И там, в стекло снаружи,
         Все бьется старое лицо,
         Крылом серебряные мужи
         Овеют двери и кольцо.
    
         Они дотронутся промчатся,
         Стеная жалобно о тех,
         Кого родили... дети счастья
         Все замолить стремятся грех...
    
         1912
    
    

    ИвА - ИвА-2. Второе издание поэмы (с иллюстрациями К. Малевича и О. Розановой) отличается от первого (иллюстрированного Н. Гончаровой) большим объемом, иным расположением строф и отсутствием пунктуации. Позже Крученых включил составленный Хлебниковым план поэмы и ее "новые сцены" в выпущенный им стеклографированный сборник "Неизданный Хлебников. Вып. XVIII" (М., 1930). Он вспоминал об истории создания поэмы: "В одну из следующих встреч, кажется, в неряшливой и студенчески-голой комнате Хлебникова, я вытащил из коленкоровой тетрадки (зампортфеля) два листка - наброски, строк 40-50, своей первой поэмы "Игра в аду". Скромно показал ему. Вдруг, к моему удивлению, Велимир уселся и принялся приписывать к моим строчкам сверху, снизу и вокруг - собственные. Это было характерной чертой Хлебникова: он творчески вспыхивал от малейшей искры. Показал мне испещренные его бисерным почерком странички. Вместе прочли, поспорили, еще поправили. Так неожиданно и непроизвольно мы стали соавторами. <...> Эта ироническая, сделанная под лубок, издевка над архаическим чертом быстро разошлась" (Крученых. С. 49-50). В. Шершеневич, считавший нежелательным совместное поэтическое творчество, писал по поводу поэмы: "Едва ли это прием допустимый в поэзии. Ведь мы прежде всего требуем от поэта оригинального лица, а уж какая тут оригинальность, если двое могут совместно написать поэму и так, что нельзя узнать: где начинается один и где кончается другой" (ФбМ. С. 81-82). О своем впечатлении от прочтения поэмы много лет спустя вспоминал Р. Якобсон: "Она меня поразила - поразила тем, что я себе тогда совершенно не так представлял новаторский стих. Меня это тут же захватило. Я тогда не знал ничего о Хлебникове, не слыхал, что за Крученых. Но в нашем небольшом кругу начались в то время разговоры о появлении русского футуризма" (Якобсон. С. 14).

    ИвА-2 - Крученых А., Хлебников В. Игра в аду. 2-е изд., доп. СПб.: ЕУЫ, 1914

    Раздел сайта: