• Приглашаем посетить наш сайт
    Фет (fet.lit-info.ru)
  • "Учитель и ученик"


    УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК

    О СЛОВАХ, ГОРОДАХ И НАРОДАХ

    Разговор 1

    Учитель. Правда ли, ты кое-что сделал?

    Ученик. Да, учитель. Вот почему я не так прилежно посещаю твои уроки.

    Учитель. Что же ты сделал? Расскажи!

    Ученик. Видишь ли, известно, что слова склоняются по падежам своим концом — ты мне должен простить, что я ввожу в общество застенчивых молодых людей из русского, не слишком почитаемого нами языка. Но не скучная ли это вещь?

    Учитель. Нет, нет, нисколько. Продолжай.

    Ученик. Слыхал ли ты, однако, про внутреннее склонение слов? Про падежи внутри слова? Если родительный падеж отвечает на вопрос «откуда», а винительный и дательный на вопрос «куда» и «где», то склонение по этим падежам основы должно придавать возникшим словам обратные по смыслу значения. Таким образом слова-родичи должны иметь далекие значения. Это оправдывается. Так, бобр и бабр, означая безобидного грызуна и страшного хищника и образованные винительным и родительным падежами общей основы «бо», самым строением своим описывают, что бобра следует преследовать, охотиться за ним как за добычей, а бабра следует бояться, так как здесь сам человек может стать предметом охоты со стороны зверя. Здесь простейшее тело изменением своего падежа изменяет смысл словесного построения. В одном слове предписывается, чтобы действие боя было направлено на зверя (винительный — куда?), а в другом слове указывается, что действие боя исходит из зверя (родительный — откуда?).

    Бег бывает вызван боязнью, а бог — существо, к которому должна быть обращена боязнь. Также слова лес и лысый или еще более одинаковые слова лысина и лесина, означая присутствие и отсутствие какой-либо растительности (Ты знаешь, что значит лысая гора? Ведь лысыми горами зовутся лишенные леса горы или головы), возникли через изменение направления простого слова ла склонением его в родительном (лысый) и дательном (лес) падежах. Лес есть дательный падеж, лысый — родительный. Как и в других случаях, е и ы бык есть то, откуда следует ждать удара, а бок — то место, куда следует направить удар.

    Учитель. Не хочешь ли ты намекнуть на мою плешь? Это старо.

    Ученик. Нет. Время, в течение которого лес льнет в небеса и растет, неподвижный и мертвый зимой, зовется лето. Ты обидчив, учитель. Я же заносчив.

    Так, если взять пару вол и вал, то действие поводырства направлено на ручного вола, которого ведет человек, и исходит из вала, который водит по реке человека и лодку. Вот слова, обратные по значению: вес и высь (вес никогда не бывает направлен в высь) — в них те же звуки ы и е, придающие разный смысл. Точно так же <глаголы еду и иду> начинаются дательным и родительным падежом основы «я»; дательный падеж будет «е», родительный — «и». Они означают, что действие то исходит от меня (родительный — откуда), когда я пеш, то покоится во мне (дательный — где), когда я двигаюсь чужой силой.

    Учитель. Не сохранились ли простейшие слова в нашем языке в предлогах?

    Ученик. Да. При этом простейший язык видел только игру сил. Может быть, в древнем разуме силы просто звенели языком согласных. Только рост науки позволит отгадать всю мудрость языка, который мудр потому, что сам был частью природы.

    Учитель. Что же ты хотел сказать в первой части своих слов?

    Ученик. Видишь ли, я отметил, что словесное нутро также имеет склонение по падежам. Склоняясь, иногда немая основа придает своему

    смыслу разные направления и дает слова, отдаленные по значению и похожие по звуку.

    Учитель. Еще что ты хочешь сказать?

    Ученик. Ты хочешь знать? Послушай: где тайная причина сложнее и туже завязана в узел мнимого случая и неразумия, чем в расселении по коре, или коже, земли городов?

    Учитель. Громко! Но не искусно.

    Ученик. Это обмолвка. В эту пустыню разума никто не внес общего закона и порядка. И вот я сюда бросаю луч наблюдения и даю правило, позволяющее найти место, где в диких ненаселенных странах возникнут столицы.

    Учитель. Кажется, твоя главная находка — это способы произносить себе пышные похвалы.

    Впрочем, сам суди: я нашел, что города возникают по закону определенного расстояния друг от друга, сочетаясь в простейшие чертежи, так что лишь одновременное существование нескольких чертежей создает кажущуюся путаницу и неясность. Возьми Киев. Это столица древнего русского государства. На этом пути от Киева кругом него расположены: 1) Византия, 2) София, 3) Вена, 4) Петербург, 5) Царицын. Если соединить чертой эти города, то кажется, что Киев расположен в середине паутины с одинаковыми лучами к четырем столицам. Это замечательное расстояние города-средины до городов дуги равно земному полупоперечнику, деленному на 2π. Вена на этом расстоянии от Парижа, а Париж от Мадрида.

    Также с этим расстоянием (шагом столиц) славянские столицы образуют два четвероугольника. Так, столицы некогда или сейчас Киев — С.— Петербург — Варшава — София — Киев образуют одну равностороннюю ячейку, а города София — Варшава — Христиания — Прага — София — другую славянскую ячейку. Чертежи этих двух великих клеток замкнутые.

    Таким образом болгары, чехи, норвежцы, поляки жили и возникали, следуя разумному чертежу двух равносторонних косоугольных клеток с одной общей стороной. И в основе их существования, их жизни, их государств лежит все же стройный чертеж. Не дикая быль, а силы земли построили эти города, воздвигли дворцы. Не следует ли искать новые законы их постижения?

    Таким образом столицы и города возникнут кругом старого, по дуге круга с лучом Р деленное на 2пи, где R — земной полупоперечник.

    Людскому порядку не присуща эта точность, достойная глаз Лобачевского. Верховные силы вызвали к жизни эти города, расходясь многоугольником сил.

    Учитель. Но дальше что нашел ты?

    Ученик. Видишь ли, я думаю о действии будущего на прошлое. Но разве можно с таким грузом книг, какой есть у старого человечества, думать о таких вещах! Нет, смертный, смиренно потупи взгляд. Где великие уничтожители книг? По их волнам нельзя ходить, как по материку незнания!

    Учитель. Еще что?

    Ученик. Еще? Видишь ли, я хотел прочесть письмена, вырезанные судьбой на свитке человеческих дел.

    Учитель. Что это значит?

    Ученик. Я не смотрел на жизнь отдельных людей; но я хотел издали, как гряду облаков, как дальний хребет, увидеть весь человеческий род и узнать, свойственны ли волнам его жизни мера, порядок и стройность.

    Учитель. И что же ты нашел?

    Ученик. Я нашел несколько истин.

    Учитель. Какие?

    Ученик. Я искал правила, которому подчинялись народные судьбы. И вот я утверждаю, что года между началами государств кратны 413.

    Что 1383 года отделяют паденья государств, гибель свобод.

    Что 951 год разделяет великие походы, отраженные неприятелем. Это главные черты моей повести.

    Ученик. Это еще не все. Я вообще нашел, что время z отделяет подобные события, причем z=(365+48y)х, где у может иметь положительные и отрицательные значения.

    Вот те значения z, которыми я воспользуюсь:

    х = 1, у = - 4 z = 173
    х = 1, у = - 1 z =317
    х = <1>, y = 0 z = 365
    х = 1, у = 1 z= 413
    x = 1, у = 2 z = 461
    х = 3, у = <- 1> z = 951
    х = 3, у = 2 z = 1383

    Срок 951 год связал великие мусульманские походы к Пуатье и Вене, отраженные франком Карлом Мартеллом и русским Яном Собеским. Эти походы были в 732 и 1683 году. Также грозные удары гунно-татарской силы о северный запад, удары Аттилы и Тамерлана, отраженные и встреченные Аэцием и Баязетом, были в 451 и 1402, через 951 год.

    Поход Карла XII к Полтаве 1709 года за 951 год до себя имел арабов, предпринявших в 758 неудачный морской поход к Китаю.

    — поход Ро<ж>ественского. Между ними прошло 317 лет, или треть монголо-гуннского и турко-арабского срока поражений.

    За 317 лет до 1588 Людовик <IХ> потерпел поражение у берегов Туниса. Не значит ли это, что в 2222 году, через 317 лет после 1905, суда какого-нибудь народа потерпят крушение, быть может, у черного Мадагаскара?

    Учитель. Не было ли число 365 священным у вавилонян?

    Ученик. Да.

    Учитель. К каким еще случаям ты применил свой закон?

    Ученик. Сейчас. Я хочу только сказать, что если взять государства православия — Болгарию, Сербию, Россию — и посмотреть, сколько лет они существовали до первой утраты свободы, то окажется число лет, равное существованию Византии. Византия 395 — 1453= 1058; Россия 862 — 1237= 375; Болгария 679 — 1018= 339; Сербия 1050 — 1389= 339. 375 + 339+ 339= 1053. Это походит на закон сохранения силы. Государства падают тогда, когда исчерпывается сила старших государств. Наоборот, Испания 412 — 711, Франция 486 — 1421, Англия 449 — 1066, Вандалы 430 — 534, <Остготы> 493 — 555 и <Лангобарды 568 — 774> существовали 299+

    +935+617+104+62+206= столько, сколько Рим и Византия вместе.

    Учитель. Но ты обещал еще какие-то находки.

    Ученик. При у= — 4, z= (365 — 48.4) x 1 = 173. Замечательно, что (173) x14 отделяет падение царской власти в Риме, 510 (до Р.Х.), и Китае, 1912. Но это в сторону.

    Когда y=+1, то z= (365+48)x1=413.

    Через 413 лет подымаются гребни волны объединения народов. Так, в 827 году Эгберт соединил Англию, через 413 лет, в 1240 году, немецкие города объединились в Ганзу, а через еще 413 лет, в 1653 году, трудами Хмельницкого соединились Малая и Великая Русь. Что будет в 2066 году, если этот ряд волн союза не прервется?

    В 1110 году русские собрались на съезд в Витичеве, а через 413 лет, в 1523 году, был присоединен последний удел.

    Россия. В 1380 объединились русские области для Куликовской битвы, через 413, в 1793, — присоединение Польши.

    Но уже выше было замечено, что времена, разделяющие начала государств, кратны 413 годам. Колеблясь в размерах от 413 до 4130 лет, эти времена относятся друг к другу как простые целые числа 1, 2, 3 <...> 7, 8, 9, 10. Время 1239, протекшее между началом Франции, 486, и началом Рима, 753, есть (413)x3.

    Между началом Франции и Нормандии, 899, прошло (413)x1. Между началом Рима, 753, и началом Египта, 3643, прошло 2890 лет, или (413) x7. Год начала Египта настолько достоверен, что приведен в словарях (см. словарь Павленкова).

    Францию и Египет отделяет (413)x10 лет.

    Начало Австрии, 976 год, отделено двумя 413 от начала готского государства, 150 год.

    году. Следует заметить, что 2855 год отделен от начала Англии 3304 годами, или (413)x8, а от начала России — 3717 годами: (413)x9.

    Что же касается до стран, возникающих путем восстания из старых могуществ, то время z, их отделяющее, есть (365+2x48)x1=461. Этим сроком отделены два союзных государства, Швейцария и Америка. Первое свергло мощь Австрии в 1315, а второе — мощь Англии в 1776 году. Точно так же Болгария освободилась от Византии в 679, а Португалия от Испании в 1140 году. Япония — 660, Корея — 1121.

    Начало Западной Римской империи, 800, отделено 461 годом от начала Восточной Римской империи, 1261.

    В 1591 году освободилась Голландия, следовательно, в 2052 году возможно восстание молодой окраины.

    Учитель. Не хочешь ли ты составить роспись того, что случится в течение 1000 лет, идущих к нам?

    Ученик. Предвидение будущего не отрицается этим учением. За этими числами ясна судьба, как за собранной в складки мокрой тканью — тело.

    Учитель. Больше ты не знаешь применений своих правил?

    Ученик. Нет, еще есть. При у=0, z=365+48x0=365; если x=8, то z=2920. Этот срок отделяет начало Египта, 3643, и падение Израиля, 723 год, а также освобождение Египта от власти гигсов, 1683, и завоевание России монголами, 1237 год, т. е. события обратного значения.

    Если Византия освободилась от Рима в 393 году, то освобождение Америки произошло через (365+48.3)x3=1383, в 1776 году.

    Судьба! Не ослабла ли твоя власть над человеческим родом, оттого что я похитил тайный свод законов, которым ты руководишься, и какой ждет меня утес?

    Учитель. Бесцельная похвальба. Число 365 мне ясно; это частное времен года и дня. 48 — нет. Но чем ты объяснишь присутствие этого числа в земных делах? Казалось, им нет никакого дела друг до друга. Но все же твой закон совсем не кажется мне тенью.

    Ученик. На силах должны были отразиться сроки вращения, а мы — дети сил.

    Учитель. Красиво.

    Ученик. Не отрицаю. Высший источник земного сам подает пример точности. Наука о земном делается главой науки о небесном. Но если у = 2, а x = 3, то z

    Испания...... 711 Египет ......... 672
    Россия.......... 1237 Карфаген...... 146
    Вавилон....... 587 Авары........... 796
    Иерусалим... 70 Византия ......453
    Самария....... 6 по Р. Хр. Сербия.......... 1389
    Индия........... 317 Англия.......... 1066
    Израиль........ 723 Корея............. 660
    Рим............... 476 Индия............ 1858
    Гунны.......... 142 Индия............ 1526
    Египет......... 1517
    Персия......... 226 Корея............. 1609

    Покорению Новгорода и Вятки, 1479 и 1489 гг., отвечают походы в Дакию, 96 — 106.

    Завоеванию Египта в 1250 году соответствует падение Пергамского царства в 133 году.

    Половцы завоевали русскую степь в 1093 году, через 1383 года после падения Самниума в 290 году.

    Но в 534 году было покорено царство Вандалов; не следует ли ждать в 1917 году падения государства?

    Учитель. Целое искусство. Но как ты достиг его?

    Ученик. Ясные звезды юга разбудили во мне халдеянина. В день Ивана Купала я нашел свой папоротник — правило падения государств. Я знаю про ум материка, нисколько не похожий на ум островитян. Сын гордой Азии не мирится с полуостровным рассудком европейцев.

    Учитель. Ты говоришь как дитя. Но еще что ты думал в это время?

    Ученик. Я думал, Моране или Весне служит русское искусственное слово. Ты помнишь имена этих славянских богинь?

    Смотри, вот листки, где я записывал свои мгновенные мысли.

    «В нашей жизни есть ужас». I

    «В нашей жизни есть красота». II

    Доказывает: II I
    Арпыбашев   +
    Мережковский   +
    Андреев   +
    Куприн   +
    Ремизов (насекомое)   +
      +
    Народная песнь +  

    Следовательно, писатели единогласны, что русская жизнь есть ужас. Но почему не согласна с ними народная песнь?

    Или те, кто пишет книги, и те, кто поет русские песни, два разных народа?

    Писатели уличают: дворянство I; военных II; чиновников III; купцов IV; крестьян V; молодых сапожников VI; писателей VII.

    Ал. Толстой I         
    Куприн  II        
    Щедрин    III      
    Островский     IV     
    Бунин       V   
    Алексей Ремизов        VI  
    Народная песнь          VII

    Следовательно, народная песнь в каком-то преступлении уличает русских писателей.

    В чем же она их уличает? Во лжи? Что они мрачные лжецы?

    Они начинают проповедывать. Что они проповедывают?

      Жизнь Смерть
    Сологуб (гробокопатель)   +
    Арцыбащев   +
    Андреев   +
    Сергеев-Ценский   +
    Народное слово +  

      Проклинает:
      Будущее Настоящее Прошлое
    Брюсов +    
    Андреев и Арцыбашев   +  
    Мережковский     +

    Значит, на вопрос, чем занимаются русские писатели, нужно ответить: они проклинают! Прошлое, настоящее и будущее!

      Мерило вещей
    Россия Последняя книжка Не Россия
    Писатели   + +
    Народная песнь +    

    Не отсюда ли источник проклятий?

    Мережковский пророчил неудачу России, взяв на себя обязанности ворона; каково он чувствует себя?

    На вопрос, что делать, отвеча<ю>т и песнь сел, и русские писатели.

    Но какие советы дают те и другие?

      Жизнь
    Арцыбашев   +
    Сологуб   +
    Андреев   +
    Народная песнь +  

    «писатели» не показывают примера?

    Это было бы любопытное зрелище.

    I. Славят военный подвиг и войну.

    II Порицают военный подвиг, а войну понимают как бесцельную бойню.

      I II
    Толстой <А. Н.>   +
      +
    Куприн   +
    Андреев   +
    Вересаев   +
    Народная песнь +  

    Не есть ли спор русских писателей и песни спор Мораны и Весны?

    Бескорыстный певец славит Весну, а русский писатель Морану, богиню смерти?

    Я нe хочу чтобы русское искусство шло впереди толп самоубийц!

    Учитель. Но что за книга у тебя на коленях?

    1912




    Примечания

    253. Брошюра Хл. 1912; "Союз молодежи", 1913, № 3 (с сокр. и вместе со ст. "Разговор двух особ"; см. V, 183; отсюда — подзаг. "Разговор I"). Печ. по V, 171 (с конъектурами и попр.) . Жанр "разговора" связан с увлечением Хл. диалогами Платона (ср. в дальнейшем понятие "Платономерии" — ЦГАЛИ). Сохранился поздний набросок в этом жанре — "Заумец и доумец" (ЦГАЛИ). О реакции семьи Хл. на брошюру Хл. 1912 см. V, 293. Исторические даты, используемые в ст., не всегда достоверны.

    1. "Внутреннее склонение слов" — ранняя идея "воображаемой филологии" Хл. (см. примеч. 268).
    2. Бабр — см. примеч. 199.<примечание 34>
    3. Лес есть дательный падеж — Хл. приписывает гласным в основе слов знач. падежей по аналогии с падежными оконч. (напр., вод-е, дат. п.).
    4. Византия — речь идет о первонач. назв. Константинополя.
    5. Полупоперечник — Хл. избегает слова "радиус".
    6. Христиания — ныне г. Осло; возможно, относя ее к "славянской ячейке", Хл. Имеет в виду, что король Норвегии Олаф II Святой (ок. 995 — 1030) в изгнании жил с сыном при дворе Ярослава Мудрого.
    7. (ок. 688 — 74l) — правитель Франкского государства. Победив арабов в битве при Пуатье, воспрепятствовал их продвижению в Зап. Европу.
    8. Собеский Ян — см. примеч. 175.
    9. Аэций (ок. 390 — 454) — римский полководец, разгромивший гуннов.
    10. (Баязид I) — см. примеч. 231.
    11. Медина Сидония и Ро<ж>ественский — см. примеч. 230.
    12.   Великий — первый король англосаксов.
    13. Ганза окончательно оформилась в XIV в.
    14. В 2066 году — согласно поздним прогнозам Хл., 11 окт. 1962 г.— дата возможного распространения советской власти на весь земной шар (ЦГАЛИ; 1922); следующий "подходящий" для этого срок — 2007 г.
    15. — ошибка: княжеский съезд состоялся в 1100 г.
    16. Павленков Ф. Ф. — издатель "Дешевого энциклопедического словаря" (СПб., 1899; в одном томе).
    17. У Паркера — вероятно, Т. Паркер (1810 — 1860), амер. проповедник, сторонник А. Линкольна, автор кн. "О вопросах религии" (рус. перев. 1901).
    18.   — "Священная Римская империя", ее начало Хл. связывает с коронацией Карла Великого, а не с 962 г.
    19. Восточная Римская империя — имеется в виду восстановление Византийской империи Михаилом VIII.
    20. Гиксы (гиксосы) — кочевые азиатские племена.
    21. — аллюзия на Прометея (ср. примеч. 228, с. 691).
    22. В 1917 году — Хл. и его друзья после 1917 г. неоднократно вспоминали об этом предвидении. Ср. "Свояси".
    23. Халдеянин — халдейские жрецы славились как звездочеты, маги и прорицатели.
    24. Я нашел свой папоротник — ср. поверье: сорвавший "цветок" папоротника получает дар прозорливости.
    25. Морана (Морена, Марона, мора, мара) — у славян олицетворение смерти.
    26. — противопоставление "Сологуба, Андреева и др." народной песне цитировал Маяковский в ст. "Будетляне" (дек. 1914 г.).
    27. Крижанич Юрий (ок. 1618 — 1683) — пропагандировал идею славянского единения.

    Раздел сайта: