• Приглашаем посетить наш сайт
    Чернышевский (chernyshevskiy.lit-info.ru)
  • "Аспарух"


    АСПАРУХ

    I

    Войско в степи.

    Отрок. О, Аспарух! Разве ты не слышишь, что громко ржут кони? Это стан князей. Они не хотят идти. Им ясные очи подруг дороже и ближе ратного дела. Среди лебяжьих столиц они вспоминают о судьбах семей, покинутых на заботы. Если ты идешь на войну, то зачем тобою взято мало стрел? Так они в недовольстве говорят о походе. И требуют вернуться.

    Аспарух. Слушай, вот я поскачу прочь от месяца; громадная тень бежит от меня по холмам. И если мой конь не догонит тени, когда я во всю быстроту поскачу по холмам, то грянется мертвый от этой руки мой конь и навеки будет лежать недвижим. (Скачет.)

    Отрок. Совершилось: грохнулся наземь и подымает голову старый конь, пронзенный мечом господина.

    Аспарух. Иди и передай что видел.

    II

    Лют. Уж стены Ольвии видны.

    Аспарух. Здесь будут шатры. А это — головы князей?

    Лют. Повиноваться нас учили предки, и мы верны их приказаньям, хотя ты строг и много юношей цветущих среди погибших умерло князей.

    III

    Стан вечером.

    1-й воин. Вот эллин. Лежит и напевает беззаботно.

    2-й воин. Я видел их, когда был пленным.

    Бывало, парубки и девки
    Масло польют на белый камень,
    Чтоб бог откушал,
    И после скачут, оголясь, вокруг костров.
    Нагие девки их в венках
    Волнуют кровь и раскаляют душу.
    А белобородые жрецы благословляют происшедшее,
    Их обычай обольстительней, чем наш.

    1-й воин. Где грек?

    2-й воин. Лежит и смотрит.

    Отрок. (протягивая руку к пленному). Отпустите!

    Эллин проходит в шатер, оттуда доносится смех.

    Стража. Что-то веселое принес с собою юркий эллин.

    Голос из шатра: «Проводите до ворот».
    Кто-то закутанный в плаще выходит.

    Стража. Он вырос и выше и шире в плечах. И шаг длиннее. Но след исполнить приказанье. А неладно. Ночь синее.

    Старший воин провожает.

    Воин

    Молчит, а мне за ним идти.
    Эй ты, скажи хоть слово!
    Или ты хочешь заработать что-нибудь молчанием?
    Кроме палочных ударов — ничего нет.
    Но вот стоящие на стенах города
    Вышли встречать; а вот и плата!

    (Хочет ударить.)

    Ай, ай, — кто ты?

    Аспарух. Смерть, смерд! (Коротким мечом убивает его и перескакивает через ров.)

    IV

    Город. Праздник. Жрецы в венках немертвых белых цветов стоят безглагольно на углу площади. Шествие, будто из белых богов и богинь, возлагает венки на жертвенный камень. Заговор: «Сгинь! Сгинь! Улетайте, ходоки, в неба пламень!»

    Присутствующие (поют, закутанныев белое)

    Все коварно, все облыжно!
    Пламень все унесть готов,
    Только люди неподвижно
    Вознесли венки цветов.
    Громче лейтесь, звуки песен,
    Каждый юноша внемли:
    Будет гроб для каждой тесен,
    Каждый только клок земли.

    Жрец

    Горе, горе, гнев и ужас,
    Наземь лягши, поклонитесь!
    В солнце светлом обнаружась,
    Лучезарный виден витязь.
    Все сошлось в единый угол:
    Горе, грезы, свет и гром.
    И, лицом прекрасным смугол,
    Бог блистает серебром.
    Горе, горе, гнев и гнев!
    Вознесите плачи душ,
    На вас смотрит, загремев,
    Лучезарный бледный муж!

    Присутствуюшие падают на колени, молясь и коленопреклоненные. Аспарух в темном плаще, некоторое время стоит, не решаясь, прямо и неподвижно, после опускается тоже. Крики: «Это переодетые грабители!» Вооруженная стража грубо бросается к нему.

    Аспарух (подымаясь и замахиваясь мечом). Прочь, чернь!

    Воин (подымаясь с земли). Нет, он не простой!

    Толпа

    Вот кто водит и морочит свой народ.
    Златом сорит каждой ночью во всех притонах у ворот.
    Холодая, голодая, стоит войско в диком поле.
    Знать, гречанка молодая отняла у князя волю.
    Золотое в золоченом вознесли мы чаши с влагой,
    Отдавайся же с отвагой пляскам, неге наученным.
    Пляши с нами, о Аспарух! Иди за нами, о Аспарух!
    Побежденный не студеным
    Губ прижатьем девы младшей,
    Отдавайся же смущенным
    Пляскам тайны с девой падшей.

    (Увлекают Аспаруха за собой.)

    V

    Начальник города. Где Аспарух? В каком притоне отдыхает он от своих подданных? Его войска взбесились и хотят идти на приступ. У ворот кто-то убит. Где Аспарух? В какой трущобе скрывается он от своих подданных? Уж три стрелы лежат у храма Дианы

    VI

    Лют. На седла, воины! Вперед. Пусть все решит военный жребий.

    Начинается сражение.

    1-й воин

    На днях хвалился эллин
    Привратника дать место Аспаруху.

    2-й воин. А кто-то принес перстень и меч и говорил, что это вещи Аспаруха. Эллины дерутся отчаянно. Но жребий вынут. Но кто это в развевающемся плаще бежит через пустырь? Он кричит: «Где мои войска, где мой конь?»

    Аспарух

    Столпитесь же вокруг меня, держащие луки наготове.
    Приговор мне ведом.
    Слетайтесь же ко мне, стрелы,
    Как стрижи на вечерний утес.
    Я буду стоять как вечерний утес,
    Закутанный и один, мертвого же меня
    Не бросайте, но отвезите к великим порогам.
    Я закрываюсь плащом и жду.

    Жрец (протягивая руку). Мужайся, Аспарух!

    Воин. Зашатался и упал, и разъезжаются по своим местам.

    1911



    Примечания

    225. Ряв!, с. 23. Печ. по IV, 195. Пьеса построена на характерном для Хл. приеме анахронического сближения различных эпох (ср. НП, 354). В основу положено предание о судьбе скифского царя Скила (середина V в. до н. э.), казненного за вероотступничество и нарушение скифских обычаев; источник — "История" Геродота (см. подробнее: Баран 1978). Хл. преобразует геродотовский сюжет, называя главного героя именем реального исторического лица другой эпохи, и расширяет внетекстовой план пьесы.

    1. Аспарух (Исперих) (ок. 644 — ок. 700) — хан протоболгар (народа тюрк. происхождения), возглавил их проникновение на Балканы, где вместе со славянскими племенами основал Первое Болгарское царство. Хл. обыгрывает этимологию имени Аспарух — "укротитель коней" (от тюрк. "асп" — конь): в начале пьесы Аспарух, утверждая свою власть, убивает коня, в конце гибнет, как и конь, подчиняясь наказанию за вероотступничество. Ср. в одном из черн. набросков Хл. нач. 20-х гг.: "От Аспа к Аспаруху мосты кладу" (ЦГАЛИ).
    2. Ольвия (Борисфен) — греческий город на берегу Днепро-Бугского лимана (VI в. до н. э.— IV в. н. э.), во времена Аспаруха уже не существовал.
    © 2000- NIV